logo
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

5.2.2. Приборы измерения температуры

Для эффективной работы систем и агрегатов автомобиля необ­ходимо контролировать их температурный режим работы. Напри­мер, при эксплуатации непрогретого двигателя резко снижаются его мощностные и экономические показатели, а его перегрев непре­менно ведет к снижению ресурса или возникновению неисправно­стей. Для контроля температурного режима работы узлов и агрега­тов на автомобиле применяются дистанционные термометры и сиг­нализаторы температуры, датчики которых устанавливают в кон­тролируемой среде, а указатели - на панели приборов автомобиля. По конструкции и принципу действия автомобильные приборы из­мерения температуры разделяются на термобиметаллические им­пульсные и логометрические.

Термобиметаллический импульсный термометр состоит из дат­чика и стрелочного указателя. Датчик (рис. 5.8) представляет собой латунный тонкостенный баллон 9, закрепленный в корпус 6. Термо­биметаллическая пластина 3 баллона закреплена на изоляторе ос­нования 8. На термобиметаллическую пластину намотана нагрева­тельная обмотка 4, один конец которой соединен с контактом 2, а второй через контактную деталь 5 подходит к выводному зажиму 7. Неподвижный контакт 1 соединен с корпусом датчика.

Указатель термобиметаллического термометра по своей конст­рукции и принципу действия аналогичен термобиметаллическому указателю давления (см. рис. 5.3).

Логометрические термометры, так же как и манометры, состоят из датчика и указателя. Конструкция и принцип действия указателей логометрического термометра и указателя давления (см. рис. 5.5) аналогичны. Терморезисторный датчик температуры (рис. 5.9) представ­ляет собой латунный баллон 1, к плоскому донышку которого с по­мощью токоведущей пружины 3 прижат терморезистор 4, выполнен­ный в виде таблетки. Пружина 3 верхним концом соединяется с за­жимом 2 датчика и изолирована от стенки баллона втулкой 5. Сопро­тивление терморезистора значительно уменьшается при увеличении его температуры, что приводит к возрастанию тока, проходящего че­рез измерительные катушки логометрического указателя.

Применение на автомобиле дистанционного стрелочного термо­метра не гарантирует, что внезапное нарушение теплового режима двигателя будет сразу замечено водителем. Поэтому в дополнение к стрелочному термометру устанавливают сигнализатор аварийной температуры. Причем, если система охлаждения двигателя жидкост­ная, датчик сигнализатора температуры устанавливают в верхний бачок радиатора. Если на автомобиле двигатель с воздушным охла­ждением, то датчик сигнализатора аварийной температуры устанав­ливают в смазочную систему и по температуре масла судят о температурном режиме двигателя (автомобили семейств ЗАЗ и ЛуАЗ). Сигнализаторы применяют также для контроля температуры масла в автоматической коробке передач (автобусы ЛиАЗ).

Рис.5.10.

Все применяемые на автомобилях датчики сигнализаторов аварий­ной температуры являются биме­таллическими. Рассмотрим конст­рукцию датчика, применяемого на автомобилях КамАЗ для контроля аварийной температуры охлаждаю­щей жидкости. Датчик (рис. 5.10) имеет массивный латунный корпус 7, на дне которого под прижимной шайбой 6 находится петлеобразная термобиметаллическая пластина 1 с контактом 5. В выводном зажиме 3, изолированном от корпуса 2, может перемещаться по резьбе тарельчатый контакт 4, завинчивая или вывинчивая который, устанавливают температуру замыкания контактов. При достижении температуры охлаждающей жидкости 92...98°С (в зависимости от модели двигателя) термобиметаллическая пластина разгибается и замыкает контакты 5 и 4, что приводит к загоранию контрольной лампочки на приборной панели.