4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
Процесс эксплуатации транспортных средств сопровождается ухудшением характеристик световых приборов, что обусловлено нарушением регулировки фар от воздействия вибрационной нагрузки, изменением жесткости подвески, заменой источников света, ухудшением светотехнических характеристик, вызванным загрязнением рабочих поверхностей отражателя и рассеивателя, абразивным износом, поверхностей рассеивателя, уменьшением светового потока источников света из-за падения напряжения в цепи, вызванного эрозией контактов.
Ухудшение функциональных характеристик приводит к увеличению числа дорожно-транспортных происшествий и снижению эффективности перевозок, что при росте автомобилизации и возрастающей роли автомобильных перевозок оборачивается значительным материальным и моральным ущербом.
Для обеспечения безопасности движения и эффективности работы автомобильного транспорта согласно нормативным документам, принятым в России, установлены периодичность и объем работ, выполняемых при ежедневном обслуживании (ЕО) и ТО-1 систем освещения и сигнализации. При ЕО проводятся моечно-уборочные и контрольно-осмотровые работы. Состав работ при проведении ТО-1 предусматривает дополнительно к работам ЕО следующие операции: проверку, правильности установки и регулировки фар; проверку силы света фар и светосигнальных огней; проверку состояния ламп, проводов, контактов, элементов крепления. При ТО-1 все перечисленные работы проводят без снятия приборов с автомобиля.
Эксплуатационные значения световых характеристик фар и светосигнальных огней регламентирует ГОСТ Р41.1-99, согласно которому: фары типов С(НС) и CR(HCR) должны быть отрегулированы так, чтобы плоскость, содержащая левую часть светотеневой границы пучка ближнего света, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, указанные в табл. 4.7. При этом точка пересечения левого горизонтального и правого наклонного участков светотеневой границы пучка ближнего света должна находиться в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета.
На автотранспортных средствах, фары которых снабжены корректирующим устройством, последнее при загрузке автотранспортного средства должно быть приведено в соответствующее загрузке положение.
Таблица 4.7
Высота установки фары (по центру рассеивателей), мм
| Угол наклона светового пучка в вертикальной плоскости, мин
| Расстояние от центра фары до светотеневой границы пучка по экрану, мм, удаленному на расстояние
| |
5м
| 10 м
| ||
До 600 включительно
| 34
| 50
| 100
|
Свыше 600 до 700 включительно
| 45
| 65
| 130
|
Свыше 700 до 800 включительно
| 52
| 75
| 150
|
Свыше 800 до 900 включительно
| 60
| 88
| 176
|
Свыше 900 до 1000 включительно
| 69
| 100
| 200
|
Свыше 1000 до 1200 включительно
| 75
| 110
| 220
|
Свыше 1200 до 1600 включительно
| 100
| 145
| 290
|
Сила света каждой из фар типа С(НС) и CFt(HCR) в режиме ближнего света, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть:
- ≤ 750 кд в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы;
- ≥ 1600 кд в направлении 52' вниз от положения левой части светотеневой границы.
Фары типа R(HR) должны быть отрегулированы так, чтобы угол наклона наиболее яркой (центральной) части светового пучка в вертикальной плоскости находился в диапазоне 0'...34' вниз от оси отсчета. При этом вертикальная плоскость симметрии наиболее яркой части светового пучка должна проходить через ось отсчета.
Сила света фар типа CR(HCR) в режиме дальнего света должна измеряться в направлении 34' вверх от положения левой части светотеневой границы режима ближнего света в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета. Сила света фар типа R(HR) должна измеряться в центре наиболее яркой части светового пучка. Сила света фар типов R(HR) и CR(HCR), расположенных на одной стороне транспортного средства, в режиме дальнего света не должна быть меньше 10 000 кд.
Противотуманная фара (тип В) должна быть отрегулирована так, чтобы плоскость, содержащая верхнюю светотеневую границу пучка фары, была наклонена к плоскости рабочей площадки на углы, не менее указанных в табл. 4.8. При этом верхняя светотеневая граница пучка противотуманной фары должна быть параллельна плоскости рабочей площадки.
Таблица 4.8
Высота установки фар, мм
| Угол наклона верхней светотеневой границы, мин
| Расстояние от центра фары до верхней границы светотеневой границы пучка по экрану, мм, удаленному на расстояние
| |
5 м
| 10 м
| ||
Свыше 250 до 500 включительно
| 34
| 50
| 100
|
Свыше 500 до 750 включительно
| 58
| 100
| 200
|
Свыше 750 до 1000 включительно
| 140
| 200
| 400
|
Сила света противотуманных фар, измеренная в вертикальной плоскости, проходящей через ось отсчета, должна быть:
- ≤ 625 кд - в направлении 3' вверх от положения верхней светотеневой границы;
- ≥ 1000 кд - в направлении 3' вниз от положения верхней светотеневой границы.
Противотуманные фары должны включаться при включенных габаритных огнях.
Сила света светосигнальных огней (фонарей) в направлении оси отсчета должна быть в пределах, указанных в табл. 4.9.
Таблица 4.9
Наименование огней
| Расположение
| Сила света, кд
| |
не менее
| не более
| ||
Габаритные огни (в том числе верхние)
| Передние
| 2
| 60
|
Задние
| 1
| 12
| |
Сигналы торможения
| С одним уровнем
| 20
| 100
|
С двумя уровнями
| 20
| 520
| |
То же ночью
| 5
| 80
| |
Указатели поворота
| Передние
| 80
| 700
|
Задние: с одним уровнем с двумя уровнями днем то же ночью
| 40 40
10 | 200 400
100 |
Сила света парных (передних и задних) фонарей автотранспортного средства одного функционального значения не должна отличаться более чем в два раза. Габаритные огни и опознавательный знак автопоезда должны работать в постоянном режиме. Сигналы торможения (основные и дополнительные) должны включаться при воздействии на соответствующие органы управления тормозных систем и работать в постоянном режиме. Фонарь заднего хода должен включаться при включении передачи заднего хода. Указатели поворотов и их боковые повторители должны работать в проблесковом режиме со следующими параметрами:
- частота следования проблесков должна находиться в пределах 90±30 проблесков в минуту, или (1,5±0,5) Гц;
- время от момента включения указателей поворотов до появления первого проблеска не должно превышать 1,2 с;
- соотношение длительности горения источника света ко времени цикла работы должно находиться в пределах 30. ..75%.
Аварийная сигнализация должна обеспечивать синхронное включение всех указателей поворотов и боковых повторителей в проблесковом режиме. Фонарь освещения номерного знака должен включаться одновременно с габаритными огнями. Задние Противотуманные фонари должны включаться при включенных габаритных огнях и работать в постоянном режиме.
Положение и регулировка фар автомобиля в эксплуатационных условиях зависят от многих факторов, к которым относятся техническое состояние подвески, расположение и масса груза, состояние шин, давление в них воздуха, поэтому и устанавливать фары необходимо с учетом этих факторов. Контролируют и регулируют положение фар при помощи измерительного экрана или специальных оптических приборов - реглоскопов.
Проверку внешних световых приборов необходимо проводить при неработающем двигателе на специальном посту, включающем рабочую площадку, плоский экран с матовым покрытием, люксметр с фотоприемником (защищенным от посторонних засветок) и приспособление, ориентирующее взаимное расположение транспортного средства и экрана.
Нормативы должны обеспечиваться: для легковых автомобилей при нагрузке массой (70±20) кг (человек или груз) на заднем сиденье, для остальных транспортных средств без нагрузки.
Рабочая площадка должна быть таких размеров, чтобы при расположении на ней транспортного средства расстояние между рассеивателями светового прибора и экраном по оси отсчета было не менее 5 м; неровности рабочей площадки должны быть не более 3 мм на 1 м.
Угол между плоскостью экрана и рабочей площадкой должен быть (90±3)°.
Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку транспортного средства таким образом, чтобы ось отсчета светового прибора была параллельна плоскости рабочей площадки и находилась в плоскости, перпендикулярной плоскостям экрана рабочей площадки с погрешностью не более ±0,5°.
Разметка экрана должна обеспечивать выполнение проверок.
При проведении работ фотоприемник располагается на расстоянии (3±0,1) м от рассеивателя светового прибора. Допускается вместо экрана использовать оптический прибор с ориентирующим приспособлением. Диаметр входного отверстия объектива должен быть не меньше габаритов фары. Оптическая ось прибора должна быть направлена параллельно рабочей площадке с погрешностью не более ±0,25°. В фокальной плоскости объектива должен быть установлен подвижный экран с требуемой разметкой.
Ориентирующее приспособление должно обеспечивать установку оптической оси прибора параллельно продольной плоскости симметрии транспортного средства (или перпендикулярно к оси задних колес) с погрешностью не более ±0,5°.
Измерения силы света должны производиться при помощи фотоприемника, откоррегированного под среднюю кривую спектральной чувствительности глаза.
Диаметр фотоприемника должен быть 30 мм при работе с экраном и 6 мм при работе с прибором.
Проверка на соответствие требованиям указателей поворота обеспечивается измерительным прибором.
Частоту следования проблесков и время до появления первого проблеска допускается определять универсальным измерителем времени с секундным отсчетом, обеспечивающим снятие показаний в пределах 1 ...30 с с ценой деления не более 0,1 с. Частоту следования проблесков указателя поворотов проверяют не менее, чем по 10 проблескам.
Допускаемая погрешность при измерении всех установленных при проверке фар значений, указанных в табл. 4.7 и 4.8, должна быть не более: для угловых величин ±15°; для линейных величин на расстоянии 10 м до экрана ±44 мм, а на расстоянии 5м- ±22 мм. Допускаемая погрешность при измерении всех остальных установленных значений не должна превышать 15%.
По экрану фары регулируют в зависимости от системы освещения (американской или европейской) соответственно либо по дальнему, либо по ближнему свету. Подготовленное транспортное средство устанавливают на ровной площадке на определенном расстоянии от экрана (как правило, это расстояние равно 10 м), предварительно ориентируя относительно плоскости экрана. Затем, поочередно проецируя световой пучок каждой из фар и экранируя при этом излучение другой фары, регулировкой добиваются совпадения световой границы ближнего света фар (европейская система освещения) с разметкой номинального положения этой границы на экране либо совпадения центров пятна светового пучка дальнего света (американская система освещения) с номинальным положением этого центра на экране.
Разметки экранов для европейской (б) и американской (а) систем освещения приведены на рис. 4.24. Для измерения силы света по оси фар, отрегулированных по экрану, устанавливают фотоприемник, подключенный к показывающему прибору.
Рис. 4.24.
Несмотря на простоту приспособлений, такой метод регулировки и контроля положения фар по экрану имеет ряд существенных недостатков: требует затемненного помещения, значительных площадей, низкую точность ориентации транспортного средства относительно экрана, низкую производительность ориентации, необходимость трудоемкой переориентации транспортного средства при контроле силы света фонарей. Устранить присущие этому методу недостатки удается использованием реглоскопов. Устройство оптической камеры реглоскопа представлено на рис. 4.25, где: 1 — собирающая линза; 2 - механизм перемещения экрана; 3 - показывающий прибор; 4 - фотоприемник; 5 -экран; 6 - разметка экрана.
Рис. 4.25.
Подобные приборы имеют оптическую камеру, позволяющую формировать пучки дальнего и ближнего света на короткой базе 400...500 мм, и обеспечивают процесс контроля и регулировки положения фар при измерении сил света фар и фонарей на малых площадях 3...4 м2, не требующих затемненных помещений.
Оптическая камера содержит собирающую линзу 1 с фокусным расстоянием 400...500 мм, в фокальной плоскости которой установлен экран 5, а в фокусе размещен фотоприемник 4 с подключенным к нему показывающим прибором 3. Экран реглоскопа имеет аналогичную стандартному экрану разметку, может перемещаться в вертикальной плоскости как вместе с объективом, так и независимо от него, что обеспечивает контроль положения фар, установленных на различной высоте.
Для установки оптической камеры относительно транспортного средства все реглоскопы имеют систему ориентации. Базовыми элементами автомобиля для систем ориентации реглоскопов могут быть колеса передней или задней оси или симметричные точки кузова.
Рис. 4.26.
В настоящее время в России производятся приборы ПРАФ-8, ПРАФ-9, которые служат для контроля технического состояния внешних световых приборов транспортных средств в соответствии с ГОСТ Р41.1-99.
Прибор ПРАФ-9 в рабочем состоянии (а) с видом на автомобиль в окуляре зрительной трубы прибора (б) изображен на рис. 4.26. Они предназначены для стационарных (ПРАФ-8), подвижных и стационарных (ПРАФ-9) станций инструментального контроля. От других приборов подобного назначения их отличают оптическая система ориентации оптической камеры относительно оси симметрии транспортного средства, портативное исполнение, малые масса и габариты, использование цифрового измерительного блока регистрации контролируемых параметров, выполненного на базе однокристальной ЭВМ. Прибор ПРАФ-9 подключается к бортовой сети автомобиля по схеме, показанной на рис. 4.27.
Рис. 4.27.
Технические характеристики приборов ПРАФ-8, ПРАФ-9
Диапазоны измерения: силы света, кд времени от момента включения указателя поворота до появления первого проблеска, с частоты следования проблесков, Гц соотношения длительности горения источника света ко времени цикла работы фонаря, % Погрешность измерения всех параметров не более, % Диапазон перемещения оптической камеры, мм Напряжение питания (от автономного источника), В Габаритные размеры в транспортном состоянии, мм: ПРАФ-8 ПРАФ-9 Габаритные размеры в рабочем состоянии, мм: ПРАФ-8 ПРАФ-9 Масса, кг: ПРАФ-8 ПРАФ-9 |
0 – 200000
0,1 – 5,0 0,5 – 4,0
30 – 70 + 15 250 – 1200 9
1400х650х300 620х30х120
1700х600х300 1700х1000х300
30 10 |
- Оглавление
- Предисловие
- Тема1. Система электроснабжения
- 1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
- 1.4. Автоматическое регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля
- 1.4.2. Регуляторы напряжения
- 1.5.7. Способы заряда аккумуляторных батарей
- 1.5.8. Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
- Глава 2. Система пуска
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска
- 2.3. Устройство и принцип действия стартера
- 2.3.5. Электрические схемы управления стартером
- 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Система зажигания
- 3.2. Классификация батарейных систем зажигания
- 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры
- 3.4. Классическая система зажигания
- 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- 3.5.1. Общие сведения
- 3.5.2. Замыкание контактов прерывателя
- 3.5.3. Размыкание контактов прерывателя
- 3.5.4. Пробой искрового промежутка свечи
- 3.6. Характеристики классической системы зажигания
- 3.6.1. Факторы, влияющие на вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания
- 3.6.2. Энергия искрового разряда
- 3.6.3. Недостатки классической системы зажигания
- 3.7. Электронные системы зажигания
- 3.7.1. Основные направления создания перспективных систем зажигания
- 3.7.2. Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
- 3.7.3. Принципы построения узлов бесконтактных систем зажигания для автомобильных двс
- Магнитоэлектрические датчики.
- Направление
- 3.7.4. Электронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
- 3.7.5. Особенности конструкций аппаратов электронных систем зажигания для автомобильных двигателей
- 3.7.6. Преимущества электронных систем зажигания
- 3.8. Искровые свечи зажигания
- 3.8.1. Общие сведения
- 3.8.2. Условия работы свечи на двигателе
- 3.8.3. Устройство свечей зажигания
- 3.8.4. Тепловая характеристика и маркировка свечей
- 3.9. Диагностирование систем зажигания
- Глава 4. Системы освещения и сигнализации
- 4.1. Общие сведения
- 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
- 4.3. Классификация систем освещения
- 4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар
- 4.5. Конструкция современных головных фар
- 4.6. Противотуманные фары
- 4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
- 47.1. Общие сведения
- 4.7.2. Габаритные огни
- 4.7.3. Сигналы торможения
- 4.7.4. Указатели поворота и их боковые повторители
- 4.8. Конструкция светосигнальных приборов
- 4.9. Источники света
- 4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Информационно-диагностическая система
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Контрольно-измерительные приборы
- 5.2.1. Приборы измерения давления и разрежения
- 5.2.2. Приборы измерения температуры
- 5.2.3. Приборы измерения уровня топлива
- 5.2.4. Приборы контроля зарядного режима
- 5.2.5. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- 5.3. Бортовая система контроля
- 5.4. Система встроенных датчиков
- 5.5. Маршрутные компьютеры
- 5.6. Автомобильные навигационные системы
- 5.7. Панели приборов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Электронное управление двигателем
- 6.2.1. Электронные системы управления топливоподачей бензиновых двигателей
- 6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением
- 6.2.3. Электронные системы управления, топливоподачей дизелей
- 6.2.4. Основные компоненты эсау двигателем Электробензонасосы
- Электроуправляемые форсунки
- Исполнительные механизмы управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу
- Датчики для определения нагрузки двигателя
- Датчики частоты вращения и положения коленчатого и распределительного валов
- Датчик кислорода
- Датчики температуры
- Датчик детонации
- Главное реле и реле бензонасоса
- 6.3. Электронное управление подвеской
- 6.4. Электронные антиблокировочные системы
- Принцип действия системы и типы абс
- Способы диагностирования
- 6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением
- 6.6. Электронное управление положением фар
- 6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем
- 6.8. Автоматическая блокировка дверей
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Вспомогательное электрооборудование
- 7.1. Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
- 7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
- 7.3. Звуковые сигналы
- 7.4. Электронные противоугонные системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Коммутационная аппаратура
- 8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов
- 8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
- 8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы