logo
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

5.2.4. Приборы контроля зарядного режима

Для контроля за функционированием системы электроснабже­ния, обеспечивающей заряд аккумуляторной батареи и питание по­требителей, на автомобилях применяют амперметры и вольтметры. Амперметр включается между генератором и аккумуляторной бата­рей и измеряет силу зарядного или разрядного тока.

Амперметры электромагнитной системы (рис. 5.12) состоят из основания 4, постоянного магнита 3, латунной шины 1, якоря 5 и стрелки 2. При разомкнутой электрической цепи якорь со стрелкой под действием магнитного поля постоянного магнита удерживается в среднем положении на нулевом делении. При прохождении тока через латунную шину создается магнитное поле, под действием которого намагниченный якорь со стрелкой поворачивается в ту или другую сторону в зависимости от направления тока, показывая за­ряд или разряд аккумуляторной батареи.

На автомобилях с задним расположением двигателя и с генера­торными установками большой мощности для уменьшения расхода провода большого сечения применяют амперметры магнитоэлек­трической системы с подвижным постоянным магнитом (рис. 5.13). Подвижная система такого амперметра включает постоянный маг­нит 1 и стрелку 4, закрепленные на оси. Постоянный магнит разме­щен внутри неподвижной катушки 2, подключенной к шунту 3, по которому протекает измеряемый ток. Противодействующий момент создается неподвижным постоянным магнитом 5. Угол поворота постоянного магнита, а следовательно, и стрелки зависит от силы и направления тока, протекающего по шунту 3.

На ряде автомобилей, например ВАЗ-2105, -2107, -2108, для контроля за уровнем напряжения в бортовой сети применяется вольтметр. Он представляет собой магнитоэлектрический прибор с противодействующим магнитом. Шкала вольтметра имеет участки 6 диапазоне 8...16 В:

- 8... 12 В - низкий заряд аккумуляторной батареи;

- 12...15 В - нормально заряженная аккумуляторная батарея и нормальная работа генераторной установки;

- 15...16 В - ненормальная работа генераторной установки.