logo
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением

Гидромеханическая передача (ГМП) с электронным управлени­ем предназначена для применения на автобусах. Ее использование облегчает работу водителя, особенно при движении в городских условиях. Применение электронного управления упрощает конст­рукцию гидравлических и механических элементов передачи, по­вышает надежность системы в целом и позволяет оптимизировать закон переключения передач, обеспечивая тем самым снижение расхода топлива.

В ГМП входят (рис. 6.56):

ДС -датчик скорости, вырабатывающий сигнал переменного то­ка, частота которого пропорциональна частоте вращения выходно­го вала ГМП;

ДН -датчик нагрузки двигателя, представляющий собой связан­ный с топливоподающим органом двигателя ступенчатый переклю­чатель на три положения. Первое положение соответствует нагруз­ке О...50%, второе - 50...100%, третье - более 100% (так называе­мый режим кик-даун);

КУ - контроллер управления - ступенчатый переключатель на пять положений;

Рис. 6.56.

Сигнал датчика скорости ДС поступает в преобразователь час­тоты в напряжение (ПЧН), где преобразуется в сигнал постоянного тока, напряжение которого пропорционально частоте входного сиг­нала. Напряжение с выхода ПЧН подается на вход блока компара­торов. Этот блок содержит три компаратора, сигнальные входы ко­торых объединены.

Опорным сигналом для компараторов является сигнал, форми­руемый в устройстве сдвига порогов УСП. Каждый из компараторов настроен таким образом, что при увеличении (или уменьшении) скорости автобуса происходит поочередное переключение компа­раторов. При срабатывании первого компаратора формируется ко­манда на включение второй передачи.

Второй и третий компараторы соответственно формируют коман­ды на включение третьей передачи и блокировки БЛ гидротрансфор­матора. Отсутствие сигналов на входах компараторов свидетельствует о включении первой передачи. Устройство сдвига порогов из­меняет пороги срабатывания компараторов в зависимости от поло­жения датчика нагрузки двигателя. При увеличении нагрузки переключение компараторов будет происходить при больших скоростях движения автобуса.

Команды на переключение передач с выходов блока компарато­ров поступают на выходы дешифратора. Сюда же подаются ко­мандные сигналы с КУ и с ДГ. В зависимости от положения кон­троллера управления дешифратор обеспечивает автоматическое переключение передач по командам блока компараторов, принуди­тельное включение первой передачи, передачи заднего хода или отключение коробки передач («нейтраль»). При включении гидрозамедлителя обеспечивается принудительная блокировка гидро­трансформатора.

Узел контроля УК обеспечивает защиту от аварийных режимов при коротком замыкании или обрыве в цепи датчика скорости и при непредусмотренных комбинациях одновременного включения двух электромагнитов. При возникновении аварийных режимов УК сни­мает напряжение питания с электромагнитов и включает контроль­ную лампу КЛ.