logo
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

4.8. Конструкция светосигнальных приборов

На современных транспортных средствах обязательные к уста­новке сигнальные огни конструктивно выполняются в виде секций, объединенных в блоки переднего и заднего фонарей, реже - в виде отдельных конструкций (боковые повторители указателей поворо­тов и т. п.).

Передние фонари включают передние габаритные огни и перед­ние указатели поворотов. У современных автомобилей передние габаритные огни, как правило, конструктивно совмещают с фарой, для чего в отражателе устанавливают дополнительный источник света мощностью 4 Вт (рис. 4.13), а фонарь указателя поворотов встраивается отдельной секцией в блок-фару (см. рис. 4.7).

На автомобилях традиционных конструкций передний фонарь выполняется в виде двухсекционного блока (рис. 4.14). Передний фонарь состоит из корпуса, в котором устанавливают одно- или двухнитевые лампы накаливания, алюминированного параболического отражателя и установленного на корпусе через резино­вую герметизирующую проклад­ку пластмассового рассеивателя. Мигающий режим работы указателей поворота обеспечи­вается включением переключа­теля, который приводит в дей­ствие реле-прерыватель тепло­вого, электромагнитного и элек­тронного типов. В конструкциях передних фонарей использует­ся линзовая (безотражатель­ная) схема у габаритных огней и смешанная схема у указателей поворотов. Конфигурация и раз­меры передних фонарей опре­деляются в основном дизайном автомобиля и могут варьироваться в достаточно широких пределах.

Задние фонари включают задние габаритные огни, указатели поворотов, сигналы торможения, световозвращатели, а также фо­нари освещения номерного знака и заднего хода, которые тоже, как правило, объединяются в одном корпусе в виде отдельных секций. Конструктивное выполнение и внешнее оформление задних фона­рей легкового автомобиля индивидуально в зависимости от его ди­зайна. Задние фонари грузовых автомобилей унифицированы и имеют для большинства типов грузовых автомобилей одно ис­полнение. На рис. 4. 15 приведено изображение унифицированного заднего фонаря ФП130 грузовых автомобилей .

С

Рис.4.14.

овременные задние фонари имеют пластмассовые корпуса, в которых отражатель является частью корпуса. Рассеиватель1 также из пластмассы, выполня­ется многоцветным литьем или составляется из отдельных сек­ций соответствующего цвета. Для исключения чрезмерных вибра­ционных нагрузок, влияние кото­рых особо остро сказывается на сроке службы ламп задних фона­рей, грузовых автомобилей с системой электрооборудования на 24 В, кронштейн ламподержателя устанавливают на демпфицирующих резиновых подушках. В другом варианте конструкции от чрезмерных вибрационных нагрузок из­бавляются за счет крепления корпуса заднего фонаря к кузову ав­томобиля через резиновую подвеску.

Коммутация источников света в задних фонарях осуществляется непосредственной разводкой проводов, подведенных к единой ко­лодке, или в виде панели с печатным монтажом, выполняющей од­новременно функцию ламподержателя.

Рис. 4.15.

Основными направлениями совершенствования конструкций светосигнальных приборов являются: обеспечение требуемого светораспределения наиболее рациональными способами; обеспече­ние плавного изменения режима работы (т. е. изменение силы све­та фонаря в значительных диапазонах в зависимости от уровня внешней освещенности); устранение в указателях поворота и сиг­налах торможения фантом-эффекта.

Световозвращатели предназначены для обозначения ночью транспортного средства, стоящего на дороге с погашенными огня­ми. Они представляют особый вид отражателей, у которых направ­ления падающих и отраженных лучей практически совпадают, при­чем это свойство сохраняется при изменении угла падения лучей в пределах ±20°.

Световозвращатели размещаются по бокам задней части авто­мобиля и отражают свет фар приближающегося сзади другого транспортного средства. Существуют также передние световозращатели, а при большой длине автобусов или грузовых автомобилей предписывается помещать световозвращатели и на боковых сто­ронах кузова. Задние световозвращатели выполняются красного цвета, боковые - оранжевого, передние - бесцветные.

Наиболее эффективным яв­ляется кубический световозвращатель, состоящий из трех­гранных ячеек с углом между гранями 90°. Основным обратноотражающим элементом та­кого световозвращателя явля­ется прямоугольная трехгран­ная призма, обеспечивающая высокий обратноотражающий эффект, отсутствие нерабочих участков при падении света параллельно оси призмы и возмож­ность заполнения плоской поверхности входными элементами призм без каких-либо потерь площади. На рис. 4.16 показан внеш­ний вид отдельного световозвращателя, заделанного в металличе­ское основание 1, имеющее элементы крепления его к корпусу ав­томобиля.

Рис. 4.16.

Оптический элемент световозвращателя представляет собой пластмассовую деталь, изготовленную литьем в пресс-форме, на обратной стороне которой образованы трехгранные кубические ячейки (рис. 4.17). Световой пучок от фар (на рисунке показан стрелками) входит в оптический элемент с наружной гладкой сто­роны и, претерпев трехкратное полное внутреннее отражение от трех граней ячейки, возвращается обратно по направлению па­дающего света.

Рис. 4.17.