7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
Стеклоочиститель предназначен для механической очистки лобового стекла (в некоторых моделях легковых автомобилей, например ВАЗ-2108, и заднего стекла) от атмосферных осадков и грязи. По типу привода различают вакуумные, пневматические и электрические стеклоочистители. Последние получили наибольшее распространение.
Электрический стеклоочиститель состоит из электродвигателя, червячного редуктора (обычно выполненного в одном корпусе с электродвигателем), кривошипного механизма, системы рычагов и щеток (рис. 7.5). Электродвигатель 3 стеклоочистителя через червячный редуктор 4 приводит во вращение кривошип 2, который через систему приводных рычагов и тяг сообщает рычагам щеток 1 качательное движение. Щетки должны перемещаться по стеклу плавно, без толчков, с определенными углом размаха и усилием прижатия к стеклу. Применение на современных автомобилях гнутых передних стекол усложняет работу стеклоочистителя, так как становится трудно обеспечить плотное прилегание щеток к поверхности стекол.
Различные климатические условия и скоростные режимы движения автомобиля обусловливают необходимость изменения производительности стеклоочистителя. Поэтому современные стеклоочистители имеют две или три скорости.
Рис. 7.6
Конструкция стеклоочистителя представлена на рис. 7.6. На рисунке введены следующие обозначения: 1 - гайка крепления рычага; 2 - поводок рычага; 3 - защитная гайка; 4, 30 - подшипник; 5- гайка крепления штуцера; 6, 12- тяги; 7- штуцер; 8- вал рычага; 9- электродвигатель; 10- резистор; 11 - биметаллический предохранитель; 13 - кронштейн крепления; 14 - контактный диск; 15 - червячная шестерня; 16 - заглушка; 17 - упорный шарик; 18 - корпус редуктора; 19 - червяк; 20 - соединительная муфта; 21, 24 - крышки электродвигателя; 22 - якорь; 23 - обмотка возбуждения; 25- коллектор; 26- стяжной винт; 27- панель щеткодержателей; 28 - фетровая шайба с запасом смазочного материала; 29 - вал электродвигателя; 31 - щетка электродвигателя; 32, 37- пружины; 33- вал редуктора; 34 - контакт концевого выключателя; 35- рычаг щетки; 36- щетка стеклоочистителя.
Вращение вала 29 электродвигателя 9 через соединительную муфту 20 передается червяку 19 и далее червячной шестерне 15 понижающего редуктора. На валу червячной шестерни 15 жестко закреплен кривошип. Вращение кривошипа посредством рычажной системы преобразуется в качание рычагов 35, на которых установлены щетки 36.
Биметаллический предохранитель разрывает цепь электроснабжения электродвигателя при появлении недопустимых перегрузок, когда, например, щетки примерзают к стеклу или по каким-либо причинам резко возрастает сопротивление вращения якоря электродвигателя. Включение электродвигателя после остывания биметаллической пластины предохранителя происходит автоматически. В случае неоднократного срабатывания предохранителя следует выключить стеклоочиститель, найти причину неисправности и устранить ее.
В дополнение к стеклоочистителям часто устанавливают омыватели переднего стекла. При движении по сырой грязной дороге даже при отсутствии дождя стекло водителя забрызгивается грязью от встречных автомобилей. Щетки стеклоочистителя не очищают стекло, а лишь размазывают по нему подсыхающую грязь. Омыватели стекла состоят из небольшого бачка с чистой водой и насоса, приводимого в движение электродвигателем. При работе омывателя переднее стекло автомобиля смачивается струйками воды из форсунок, установленных около стеклоочистителей. Увлажненная грязь затем легко очищается щетками стеклоочистителя.
С целью повышения безопасности движения на легковых автомобилях последних выпусков устанавливают фароочистители, которые предназначены для чистки стекол фар от грязи, нарушающей нормальное светораспределение при движении автомобиля в темное время суток и неблагоприятных климатических условиях. Существуют два способа очистки фар: щеточный и струйный. Принцип действия и устройство щеточного фароочистителя аналогичны принципу действия и устройству стеклоочистителя ветрового стекла. Принцип действия струйного фароочистителя заключается в том, что частицы грязи на стекле фары отбиваются и смываются водой, которая подается от специального электрического насоса через форсунку под большим давлением - до 0,3 МПа.
Преимуществами такой очистки являются высокая надежность и эффективность в работе, возможность очистки фар любой формы, кратковременное вмешательство в светораспределение. К недостаткам можно отнести необходимость использования мощного электронасоса высокого давления и сравнительно большой расход воды.
- Оглавление
- Предисловие
- Тема1. Система электроснабжения
- 1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
- 1.4. Автоматическое регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля
- 1.4.2. Регуляторы напряжения
- 1.5.7. Способы заряда аккумуляторных батарей
- 1.5.8. Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
- Глава 2. Система пуска
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска
- 2.3. Устройство и принцип действия стартера
- 2.3.5. Электрические схемы управления стартером
- 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Система зажигания
- 3.2. Классификация батарейных систем зажигания
- 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры
- 3.4. Классическая система зажигания
- 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- 3.5.1. Общие сведения
- 3.5.2. Замыкание контактов прерывателя
- 3.5.3. Размыкание контактов прерывателя
- 3.5.4. Пробой искрового промежутка свечи
- 3.6. Характеристики классической системы зажигания
- 3.6.1. Факторы, влияющие на вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания
- 3.6.2. Энергия искрового разряда
- 3.6.3. Недостатки классической системы зажигания
- 3.7. Электронные системы зажигания
- 3.7.1. Основные направления создания перспективных систем зажигания
- 3.7.2. Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
- 3.7.3. Принципы построения узлов бесконтактных систем зажигания для автомобильных двс
- Магнитоэлектрические датчики.
- Направление
- 3.7.4. Электронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
- 3.7.5. Особенности конструкций аппаратов электронных систем зажигания для автомобильных двигателей
- 3.7.6. Преимущества электронных систем зажигания
- 3.8. Искровые свечи зажигания
- 3.8.1. Общие сведения
- 3.8.2. Условия работы свечи на двигателе
- 3.8.3. Устройство свечей зажигания
- 3.8.4. Тепловая характеристика и маркировка свечей
- 3.9. Диагностирование систем зажигания
- Глава 4. Системы освещения и сигнализации
- 4.1. Общие сведения
- 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
- 4.3. Классификация систем освещения
- 4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар
- 4.5. Конструкция современных головных фар
- 4.6. Противотуманные фары
- 4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
- 47.1. Общие сведения
- 4.7.2. Габаритные огни
- 4.7.3. Сигналы торможения
- 4.7.4. Указатели поворота и их боковые повторители
- 4.8. Конструкция светосигнальных приборов
- 4.9. Источники света
- 4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Информационно-диагностическая система
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Контрольно-измерительные приборы
- 5.2.1. Приборы измерения давления и разрежения
- 5.2.2. Приборы измерения температуры
- 5.2.3. Приборы измерения уровня топлива
- 5.2.4. Приборы контроля зарядного режима
- 5.2.5. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- 5.3. Бортовая система контроля
- 5.4. Система встроенных датчиков
- 5.5. Маршрутные компьютеры
- 5.6. Автомобильные навигационные системы
- 5.7. Панели приборов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Электронное управление двигателем
- 6.2.1. Электронные системы управления топливоподачей бензиновых двигателей
- 6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением
- 6.2.3. Электронные системы управления, топливоподачей дизелей
- 6.2.4. Основные компоненты эсау двигателем Электробензонасосы
- Электроуправляемые форсунки
- Исполнительные механизмы управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу
- Датчики для определения нагрузки двигателя
- Датчики частоты вращения и положения коленчатого и распределительного валов
- Датчик кислорода
- Датчики температуры
- Датчик детонации
- Главное реле и реле бензонасоса
- 6.3. Электронное управление подвеской
- 6.4. Электронные антиблокировочные системы
- Принцип действия системы и типы абс
- Способы диагностирования
- 6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением
- 6.6. Электронное управление положением фар
- 6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем
- 6.8. Автоматическая блокировка дверей
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Вспомогательное электрооборудование
- 7.1. Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
- 7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
- 7.3. Звуковые сигналы
- 7.4. Электронные противоугонные системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Коммутационная аппаратура
- 8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов
- 8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
- 8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы