logo
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением

В процессе движения автомобиля значительное время занимает режим принудительного холостого хода, когда коленчатый вал дви­гателя вращается за счет кинетической энергии автомобиля. Этот режим наблюдается, например, при движении автомобиля с высо­кой скоростью при включенной передаче и отпущенной педали управления подачей топлива, т. е. когда двигатель работает в тормозном режиме. Экономайзер принудительного холостого хода предназначен для прекращения подачи топлива в двигатель на ре­жиме принудительного холостого хода.

При этом обеспечиваются уменьшение эксплуатационного рас­хода топлива на 2...3% и снижение выброса токсичных веществ на 15...30%. Режим принудительного холостого хода в ЭПХХ опреде­ляют исходя из двух условий: частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть больше частоты, соответствующей холо­стому ходу, а дроссельная заслонка должна быть закрыта.

Прекращение подачи топлива обеспечивается электромагнит­ными клапанами, установленными в каналах холостого хода кар­бюратора в ЭПХХ автомобиля ЗИЛ-130. На легковых автомобилях для прекращения подачи топлива используются два клапана. Один из них, вакуумный, устанавливается в канале холостого хода, а дру­гой, электромагнитный, - в магистрали, соединяющей впускной коллектор с диафрагменной камерой вакуумного клапана. На рис. 6.11 приведена функциональная схема ЭПХХ автомобиля ВАЗ-2108, а на рис. 6.12 - электрическая схема блока управления ЭПХХ 50.3761.

Рис.6.11.

На основе информации о частоте вращения коленчатого вала, получаемой от первичной цепи системы зажигания КЗ (см. рис. .6.12) и о положении дроссельной заслонки, получаемой от датчика положения дроссельной заслонки Д электронный блок управления вырабатывает сигнал, управляющий электромагнитным клапаном ЭМК, который в свою очередь открывает и закрывает подачу топ­лива в систему холостого хода карбюратора. Датчик положения дроссельной заслонки представляет собой микровыключатель, ме­ханически связанный с приводом дроссельной заслонки, замыкаю­щийся при полностью отпущенной педали управления подачей то­плива (режим холостого хода).

Рис. 6.12.

Блок управления ЭПХХ структурно состоит из двух компарато­ров напряжения, цепи обратной связи и несимметричного триггера. Блок управления работает следующим образом (см. рис. 6.12). Входной сигнал с прерывателя системы зажигания подается на вывод 4 микросхемы А1 (вывод 3) формируются импульсы постоянной длительности, частота повторения которых соответствует частоте входных сигналов.

На транзисторах VT1 и VT2 построен ключ, который во время действия импульса на выходе микросхемы А 1 разряжает времяза-дающий конденсатор С 1. В паузе между импульсами конденсатор С1 заряжается через резисторы R1 и R2. Максимальное напряже­ние, до которого заряжается конденсатор С1, увеличивается с уменьшением частоты входного сигнала.

На транзисторах VT3 и VT4 построен пороговый элемент. Когда напряжение на конденсаторе С 1 превысит опорное значение, рав­ное примерно 8 В, эти транзисторы открываются. Таким образом, при уменьшении частоты входного сигнала ниже порога включения, конденсатор С1 успевает зарядиться до напряжения, превышающе­го опорное значение порогового элемента. При этом транзисторы VT3 и VT4 открываются и через микросхему А2 на базу транзистора VT6 подается сигнал, который открывает транзистор VT6 и, следо­вательно, транзистор VT8, в результате чего на нагрузку подается напряжение питания.

При соединении штекера 5 с «массой» (через контакты датчика положения дроссельной заслонки) выходное напряжение на элек­тромагнитном клапане изменяется в зависимости от входной часто­ты. При отключении штекера 5 от массы закрывается транзистор VT7, а транзистор VT5 открывается. Соответственно открывается выходной транзистор VT8. При этом «+» от аккумуляторной батареи постоянно подключен к электромагнитному клапану независимо от частоты входного сигнала. Включенное состояние клапана обеспе­чивает открытие канала холостого хода карбюратора.

Таким образом, на режиме принудительного холостого хода при частоте вращения коленчатого вала, превышающей порог сраба­тывания компаратора электронного блока управления, электромаг­нитный клапан будет обесточен и топливо подаваться не будет. При снижении частоты вращения ниже порога срабатывания ком­паратора, электромагнитный клапан откроется и подача топлива возобновится.

Когда дроссельная заслонка будет открыта, топливо будет пода­ваться независимо от частоты вращения коленчатого вала двига­теля.

К недостаткам ЭПХХ следует отнести повышенный расход мас­ла при торможении двигателем, происходящий в результате резко­го увеличения разрежения в цилиндрах двигателя при работе на этом режиме.