8.1. Общие сведения
Основные цели функционирования электрической цепи - передача и распределение электрической энергии заданного качества к потребителю.
Электрические сети автомобилей характеризуются родом тока, напряжением и способом распределения электроэнергии. Автомобильные электрические сети - сети постоянного тока с номинальным напряжением 12 или 24 В. С целью экономии расхода проводов и упрощения монтажа электрооборудования на автомобилях используется однопроводная система передачи электроэнергии: общим токопроводом для всех изделий электрооборудования является корпус («масса») автомобиля. Двухпроводная система передачи электрической энергии применяется на автомобилях в редких случаях, например: для фонарей огней стоянки, которые должны работать независимо от положения выключателя «массы»; звуковых сигналов, подключаемых без промежуточного электромагнитного реле, и др. Недостатком однопроводной системы является повышенная вероятность возникновения короткого замыкания на «массу».
Распределение электроэнергии на автомобилях централизованное: провода от источников питания идут к центральному распределительному устройству, которое подключает потребители к источнику электроэнергии. В качестве распределительного устройства на автомобилях служит щиток приборов, на котором расположена основная защитная и коммутационная аппаратура. На современных автомобилях (последние модели ВАЗа) имеется центральный блок реле и предохранителей как отдельное устройство.
Можно выделить следующую цепочку прохождения электрического тока от источника к потребителю: источники электроэнергии (генератор, аккумулятор) - магистральная сеть - распределительное устройство - распределительная сеть - потребитель.
Магистральная сеть соединяет источники электроэнергии с распределительным устройством. На рис. 8.1 изображена централизованная система распределения электроэнергии на автомобилях. Она имеет небольшую длину (3-15 м) и не содержит коммутационных и защитных устройств (рис. 8.1,а - одноканальная).
Рис. 8.1. Централизованная система распределения электроэнергии на автомобилях:
а - одноканальная; б— двухканальная
На современных автомобилях применяются также двухканальные магистральные сети (рис. 8.1, б - двухканальная). В этом случае питание потребителей электроэнергии на автомобилях осуществляется по двум каналам (например, на ВАЗ-2106). Первый канал питает аппараты системы зажигания, контрольные приборы, реле указателей поворота, второй - тяговое реле стартера, стеклоочиститель, отопитель, звуковые сигналы, плафоны кабины. За счет введения второго канала питания увеличивается надежность системы электроснабжения и уменьшаются потери напряжения в цепи источники электроэнергии - распределительное устройство.
С целью облегчения нахождения неисправностей в электрической сети, унификации жгутов проводов на различных моделях автомобилей, облегчения монтажа и замены жгутов в эксплуатации предохранители и реле в цепях управления на современных автомобилях конструктивно объединяют в один блок (например, на ВАЗ-2105). В этом случае блок является центральным распределительным устройством (рис. 8.2), к которому при помощи штекерных колодок подключаются основные жгуты проводов, идущие в моторное отделение, на щиток приборов, к задним фонарям.
В связи с большим потреблением меди остро стоит вопрос экономии проводов в электрических сетях автомобилей. Например, на автомобиль ЗИЛ-1300 в обычном исполнении требуется 160 м проводов и 247 м - с модернизированным тормозным приводом. На новый дизельный грузовой автомобиль ЗИЛ-4331 расходуется 430 м медных проводов.
Общая длина проводов автомобилей МАЗ, КамАЗ достигает 700 м. Суммарная длина проводов легковых автомобилей составляет, например, на ГАЗ-24 - 178 м, на ВАЗ-2107 - 250 м, на «Москвиче-2141» - 220 м. Для уменьшения расхода меди проводятся исследовательские работы по использованию на автомобилях принципиально новых систем распределения электрической энергии: с многоканальным уплотнением (мультиплексированием) и применением волоконной оптики. Однако внедрение на автомобилях массового производства подобных устройств на сегодняшний день ограничено их высокой стоимостью. Поэтому реальным путем уменьшения расхода проводов в ближайшее время является применение проводов меньших сечении.
- Оглавление
- Предисловие
- Тема1. Система электроснабжения
- 1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
- 1.4. Автоматическое регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля
- 1.4.2. Регуляторы напряжения
- 1.5.7. Способы заряда аккумуляторных батарей
- 1.5.8. Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
- Глава 2. Система пуска
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска
- 2.3. Устройство и принцип действия стартера
- 2.3.5. Электрические схемы управления стартером
- 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Система зажигания
- 3.2. Классификация батарейных систем зажигания
- 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры
- 3.4. Классическая система зажигания
- 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- 3.5.1. Общие сведения
- 3.5.2. Замыкание контактов прерывателя
- 3.5.3. Размыкание контактов прерывателя
- 3.5.4. Пробой искрового промежутка свечи
- 3.6. Характеристики классической системы зажигания
- 3.6.1. Факторы, влияющие на вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания
- 3.6.2. Энергия искрового разряда
- 3.6.3. Недостатки классической системы зажигания
- 3.7. Электронные системы зажигания
- 3.7.1. Основные направления создания перспективных систем зажигания
- 3.7.2. Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
- 3.7.3. Принципы построения узлов бесконтактных систем зажигания для автомобильных двс
- Магнитоэлектрические датчики.
- Направление
- 3.7.4. Электронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
- 3.7.5. Особенности конструкций аппаратов электронных систем зажигания для автомобильных двигателей
- 3.7.6. Преимущества электронных систем зажигания
- 3.8. Искровые свечи зажигания
- 3.8.1. Общие сведения
- 3.8.2. Условия работы свечи на двигателе
- 3.8.3. Устройство свечей зажигания
- 3.8.4. Тепловая характеристика и маркировка свечей
- 3.9. Диагностирование систем зажигания
- Глава 4. Системы освещения и сигнализации
- 4.1. Общие сведения
- 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
- 4.3. Классификация систем освещения
- 4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар
- 4.5. Конструкция современных головных фар
- 4.6. Противотуманные фары
- 4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
- 47.1. Общие сведения
- 4.7.2. Габаритные огни
- 4.7.3. Сигналы торможения
- 4.7.4. Указатели поворота и их боковые повторители
- 4.8. Конструкция светосигнальных приборов
- 4.9. Источники света
- 4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Информационно-диагностическая система
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Контрольно-измерительные приборы
- 5.2.1. Приборы измерения давления и разрежения
- 5.2.2. Приборы измерения температуры
- 5.2.3. Приборы измерения уровня топлива
- 5.2.4. Приборы контроля зарядного режима
- 5.2.5. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- 5.3. Бортовая система контроля
- 5.4. Система встроенных датчиков
- 5.5. Маршрутные компьютеры
- 5.6. Автомобильные навигационные системы
- 5.7. Панели приборов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Электронное управление двигателем
- 6.2.1. Электронные системы управления топливоподачей бензиновых двигателей
- 6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением
- 6.2.3. Электронные системы управления, топливоподачей дизелей
- 6.2.4. Основные компоненты эсау двигателем Электробензонасосы
- Электроуправляемые форсунки
- Исполнительные механизмы управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу
- Датчики для определения нагрузки двигателя
- Датчики частоты вращения и положения коленчатого и распределительного валов
- Датчик кислорода
- Датчики температуры
- Датчик детонации
- Главное реле и реле бензонасоса
- 6.3. Электронное управление подвеской
- 6.4. Электронные антиблокировочные системы
- Принцип действия системы и типы абс
- Способы диагностирования
- 6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением
- 6.6. Электронное управление положением фар
- 6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем
- 6.8. Автоматическая блокировка дверей
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Вспомогательное электрооборудование
- 7.1. Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
- 7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
- 7.3. Звуковые сигналы
- 7.4. Электронные противоугонные системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Коммутационная аппаратура
- 8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов
- 8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
- 8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы