logo
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

8.2. Коммутационная аппаратура

В систему электрооборудования транспортных средств, помимо источников электроэнергии и потребителей, входит также установоч­ная и коммутационная аппаратура. Указанные изделия могут быть разбиты на три группы: выключатели и переключатели; электромаг­нитные реле и контакторы; разъемы и соединительные панели.

Основным узлом коммутационных устройств является контакт­ная часть, имеющая в конструкции изделий первой группы механи­ческий (ручной, пневматический) привод, и в конструкции изделий второй группы - электромагнитный привод. По схеме коммутации выключатели и переключатели отличаются числом коммутацион­ных цепей, позиций и выводов. Кроме того, они отличаются по то­ковой нагрузке и исполнению привода (клавишные, кнопочные, по­вторные, вытяжные и т. д.).

Основными параметрами выключателей и переключателей яв­ляются номинальное напряжение, номинальный ток, схема коммутации, падение напряжения на контактах, ресурс по числу циклов включения-отключения.

По функциональному назначению можно выделить: главный вы­ключатель (выключатель зажигания, приборов и стартера); цен­тральный переключатель света; многофункциональный подрулевой переключатель; переключатель системы стеклоочистки; переключа­тель отопления; переключатель указателей поворота; выключатель стоп-сигнала; выключатель аварийной световой сигнализации; вы­ключатель различных управляющих и исполнительных устройств. Выключатели отопителей, стеклоочистителей, плафонов освещения и других приборов выполняются в виде тумблеров, клавишных вы­ключателей (ВАЗ) и, как более надежные, кнопочного типа.

В схемах электрооборудования автомобилей все большее рас­пространение получают реле. Они применяются для включения стартера, сигналов дальнего и ближнего света фар, электровенти­лятора в системе охлаждения двигателя, обогрева заднего стекла, отопителя, фароочистителей, отключения обмотки возбуждения генератора. Реле-прерыватели применяются в схемах контрольной лампы ручного тормоза, стеклоочистителя и т. д. Электромагнит­ные реле подразделяются на три группы по конструктивному ис­полнению: обычные; малогабаритные; специальные. Внутри каждой из этих групп реле подразделяются по напряжению - на 12 и 24 В с разными обмоточными характеристиками.

По схеме коммутации реле подразделяются на замыкающие, размыкающие и переключающие. Кроме того, реле обычного типа отличаются режимом работы: продолжительный и кратковремен­ный режим.

Срок службы реле в зависимости от напряжения составляет от 25 тыс. до 200 тыс. включений и от 100 тыс. до 300 тыс. км пробега автомобиля. Для удобства монтажа и смены на современных авто­мобилях реле имеют штекерные выводы и устанавливаются в еди­ном блоке вместе с предохранителями (ВАЗ-2105, ВАЗ-2108, МАЗ-64227).

В сильноточных цепях с токами свыше 50 А необходимо исполь­зовать контакторы, которые выпускаются трех типов: на 12 В и на 24 В с замыкающими контактами и на 24 В с переключающими кон­тактами.

Разъемы и соединительные панели служат для обеспечения монтажа жгутов и приборов электрооборудования, соединения тя­гача с прицепом, подключения внешнего питания, переносной лам­пы и т. д.