1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
Внешняя характеристика, т. е. зависимость напряжения генератора от тока Uг (Iг) при п = const, может определяться при самовозбуждении и независимом возбуждении. Аналитическое выражение зависимости напряжения от тока для фазных величин имеет следующий вид:
где z0 - полное сопротивление генератора.
Снижение напряжения при увеличении нагрузки происходит из-за падения напряжения в активном и индуктивном сопротивлениях обмоток статора, размагничивающего действия реакции якоря, уменьшающей магнитный поток в воздушном зазоре, из-за падения напряжения в цепи выпрямителя, а в случае самовозбуждения прибавляется падение напряжения на обмотке возбуждения. На рис. 1.5. представлена внешняя характеристика генератора переменного тока: а - с самовозбуждением; б- с независимым возбуждением Из семейства внешних характеристик определяется максимальный ток, который обеспечивается при заданном или регулируемом значении напряжения.
Рис. 1.5.
Рис. 1.6.
Скоростная регулировочная характеристика Iв(n) (рис. 1.6,а). Минимальное значение тока возбуждения определяется при токе нагрузки генератора, равном нулю, и максимальной частоте вращения. Скоростные регулировочные характеристики позволяют определить диапазон изменения тока возбуждения с изменением нагрузки при постоянном напряжении.
Токоскоростная характеристика Iг(n) (рис. 1.6,б) имеет важное значение при разработке и выборе генератора.
При замыкании внешней цепи на сопротивление нагрузки индуцированная в обмотке статора электродвижущая сила вызывает ток
где Rа, и XL – соответственно активное и индуктивное сопротивление обмотки статора.
Выразив индуктивное сопротивление обмотки статора через частоту и индуктивность, а затем через частоту вращения и индуктивность:
где L - индуктивность обмотки статора; Сх – постоянный коэффициент; , и учитывая зависимость (1.2), получим следующее выражение для тока генератора:
При малой частоте вращения индуктивная составляющая сопротивления мала по сравнению с активной составляющей (Rа + Rн )2 и ею можно пренебречь. При этом ток будет возрастать пропорционально частоте вращения (начальная часть характеристики на рис. 1.6,б):
С увеличением частоты вращения индуктивная составляющая возрастает и становится значительно больше активной составляющей, следовательно, последней можно пренебречь. При этом ток будет постоянным, не зависящим от частоты вращения, а определяемым параметрами обмоток генератора и магнитным потоком:
Электрическая схема генератора 37.3701 показана на рис. 1.11.
Рис 1.11.
Показатели использования материалов генератора 37.3701 улучшены по сравнению с генераторами Г221 (14 В, 590 Вт) и Г222 (14 В, 660 Вт) за счет совершенствования электромагнитной системы и увеличения тока возбуждения, что позволило получить требуемое повышение мощности практически без увеличения массы и основных размеров генератора.
Для оценки использования материалов генераторов применяют коэффициент использования (максимальный)
где Рг max - максимальная мощность генератора, Вт; Gг - масса генератора (без шкива), кг.
Максимальная мощность генератора переменного тока
где Uн - номинальное выпрямленное напряжение (14 или 28 В);
Iг max - максимальный ток нагрузки генератора.
Учитывая, что масса электрических машин зависит не от их мощности, а от момента (т.е. мощности, деленной на частоту вращения), пользоваться коэффициентом Кmax можно только для сравнения технического уровня генераторов с одинаковой или близкой частотой вращения. Для более объективной оценки технического уровня генератора с точки зрения использования материалов применяется удельный коэффициент использования, учитывающий различную частоту вращения,
где Iрас - расчетный ток, соответствующий 70... 75 % Iг max; nрас – частота вращения, соответствующая Iрас. Параметры Iрас и nрас можно определить, проводя из начала координат касательную к токоскоростной характеристике (см. рис. 1.6,б). Точка касания определяет расчетные значения Iрас и nрас.
На практике в случаях, когда токоскоростная характеристика неизвестна и определить значения Iрас и nрас невозможно, пользуются удельным коэффициентом использования по холостому ходу
где пx - начальная частота вращения при холостом ходе.
- Оглавление
- Предисловие
- Тема1. Система электроснабжения
- 1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
- 1.4. Автоматическое регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля
- 1.4.2. Регуляторы напряжения
- 1.5.7. Способы заряда аккумуляторных батарей
- 1.5.8. Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
- Глава 2. Система пуска
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска
- 2.3. Устройство и принцип действия стартера
- 2.3.5. Электрические схемы управления стартером
- 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Система зажигания
- 3.2. Классификация батарейных систем зажигания
- 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры
- 3.4. Классическая система зажигания
- 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- 3.5.1. Общие сведения
- 3.5.2. Замыкание контактов прерывателя
- 3.5.3. Размыкание контактов прерывателя
- 3.5.4. Пробой искрового промежутка свечи
- 3.6. Характеристики классической системы зажигания
- 3.6.1. Факторы, влияющие на вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания
- 3.6.2. Энергия искрового разряда
- 3.6.3. Недостатки классической системы зажигания
- 3.7. Электронные системы зажигания
- 3.7.1. Основные направления создания перспективных систем зажигания
- 3.7.2. Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
- 3.7.3. Принципы построения узлов бесконтактных систем зажигания для автомобильных двс
- Магнитоэлектрические датчики.
- Направление
- 3.7.4. Электронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
- 3.7.5. Особенности конструкций аппаратов электронных систем зажигания для автомобильных двигателей
- 3.7.6. Преимущества электронных систем зажигания
- 3.8. Искровые свечи зажигания
- 3.8.1. Общие сведения
- 3.8.2. Условия работы свечи на двигателе
- 3.8.3. Устройство свечей зажигания
- 3.8.4. Тепловая характеристика и маркировка свечей
- 3.9. Диагностирование систем зажигания
- Глава 4. Системы освещения и сигнализации
- 4.1. Общие сведения
- 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
- 4.3. Классификация систем освещения
- 4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар
- 4.5. Конструкция современных головных фар
- 4.6. Противотуманные фары
- 4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
- 47.1. Общие сведения
- 4.7.2. Габаритные огни
- 4.7.3. Сигналы торможения
- 4.7.4. Указатели поворота и их боковые повторители
- 4.8. Конструкция светосигнальных приборов
- 4.9. Источники света
- 4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Информационно-диагностическая система
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Контрольно-измерительные приборы
- 5.2.1. Приборы измерения давления и разрежения
- 5.2.2. Приборы измерения температуры
- 5.2.3. Приборы измерения уровня топлива
- 5.2.4. Приборы контроля зарядного режима
- 5.2.5. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- 5.3. Бортовая система контроля
- 5.4. Система встроенных датчиков
- 5.5. Маршрутные компьютеры
- 5.6. Автомобильные навигационные системы
- 5.7. Панели приборов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Электронное управление двигателем
- 6.2.1. Электронные системы управления топливоподачей бензиновых двигателей
- 6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением
- 6.2.3. Электронные системы управления, топливоподачей дизелей
- 6.2.4. Основные компоненты эсау двигателем Электробензонасосы
- Электроуправляемые форсунки
- Исполнительные механизмы управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу
- Датчики для определения нагрузки двигателя
- Датчики частоты вращения и положения коленчатого и распределительного валов
- Датчик кислорода
- Датчики температуры
- Датчик детонации
- Главное реле и реле бензонасоса
- 6.3. Электронное управление подвеской
- 6.4. Электронные антиблокировочные системы
- Принцип действия системы и типы абс
- Способы диагностирования
- 6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением
- 6.6. Электронное управление положением фар
- 6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем
- 6.8. Автоматическая блокировка дверей
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Вспомогательное электрооборудование
- 7.1. Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
- 7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
- 7.3. Звуковые сигналы
- 7.4. Электронные противоугонные системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Коммутационная аппаратура
- 8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов
- 8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
- 8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы