logo search
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

4.1. Общие сведения

Системы освещения и сигнализации занимают особое место в электрооборудовании автомобилей, так как эффективность авто­номного освещения и сигнализации в условиях роста автомобили­зации и возрастающей роли автомобильных перевозок по существу определяет безопасность дорожного движения в темное время су­ток. Естественно, что нормы на светотехнические характеристики также определяются требованиями безопасности и существующи­ми условиями дорожного движения.

Наиболее распространенной конструкцией фар на протяжении долгого времени была американская лампа-фара, представляющая собой неразборный оптический элемент, содержащий спаянные в колбу, заполненную инертным газом, отражатель и рассеиватель круглой или прямоугольной формы, внутри которой смонтированы одна или две нити накала. В Европе, начиная с 1950-х годов, широ­кое распространение получили металлостеклянные элементы со сменным источником света, представляющим собой обычную или галогенную лампу с одним или двумя телами накала, устанавли­ваемую в слепое отверстие металлического отражателя.

Наряду с совершенствованием характеристик светораспределения конструкторами автомобилей постоянно выдвигаются настой­чивые требования по улучшению аэродинамических характеристик и уменьшению массы транспортных средств, во многом опреде­ляющие их топливную экономичность. Удовлетворение этим требо­ваниям по существу и определяют современные тенденции совер­шенствования конструкций фар и технологических процессов их изготовления.

Требования к уменьшению коэффициента аэродинамического сопротивления практически предопределяют уменьшение верти­кального габарита фары почти в два раза, что возможно только при очень рациональном распределении светового потока и увеличении КПД фары. Новые конструкции фар требуют выполнения отражате­ля сложной формы, допускающей изготовление только из легко формуемых материалов (стекло, пластмасса). Поэтому в настоя­щее время происходит переход к пластмассовым конструкциям световых приборов транспортных средств.

Существенные изменения претерпевает и система сигнализа­ции, особенностями развития которой, наряду с общей тенденцией уменьшения массы, являются: уменьшение градиентов освещенности в картине светораспределения, увеличение углов видимости, выравнивание яркости различных участков поверхности фонарей, исключение фантом-эффекта (восприятие при ярком солнечном свете не включенного фонаря включенным). Наряду с совершенст­вованием традиционных сигнальных приборов в системе сигнали­зации появляются дополнительные сигнальные огни, обеспечи­вающие увеличение информативности участников движения о ма­невре (дополнительные сигналы торможения, указатели поворота, информационные табло).