logo search
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

47.1. Общие сведения

Наряду с автономной системой освещения, требования правил дорожного движения обусловливают обязательную установку Системы освещения и сигнализации

транспортных средствах светосигнальных устройств, обеспечи­вающих участников движения информацией о характере движения транспортного средства (торможение, разгон, стоянка), о совер­шаемом маневре (поворот, обгон), о виде транспортного средства, его габаритах, а также о его принадлежности (освещение номерного знака). Для передачи этой информации международными и отечест­венными стандартами установлены перечень и основные параметры обязательных и необязательных, но допускаемых к применению на автомобиле осветительных и светосигнальных приборов.

В минимальный обязательный комплект светосигнальных при­боров для всех легковых и грузовых автомобилей входят:

- габаритные огни - два передних и два задних;

- два сигнала торможения, расположенных сзади;

- проблесковые указатели поворота - два передних, два задних и боковые;

- два задних световозвращателя;

- фонарь освещения номерного знака.

Некоторые категории автомобилей, согласно принятым прави­лам, должны иметь следующее дополнительное светосигнальное оборудование:

- контурные огни для грузовых автомобилей;

- опознавательные огни;

- огонь преимущественного проезда.

К необязательным сигнальным огням, установка которых допус­кается, относятся: задний противотуманный огонь; стояночный огонь; дополнительный сигнал торможения; боковые (маркировочные) огни; фонарь заднего хода; указатель траектории.

По характеру работы и своим функциональным особенностям светосигнальные приборы могут быть разделены на два класса:

- активные - фонари, имеющие свой источник света;

- пассивные - световозвращатели, не имеющие своего источни­ка света и дающие сигнал путем отражения света фар другого ав­томобиля.

Активные приборы в зависимости от режимов работы подразде­ляются на фонари продолжительного и кратковременного действия (сигнал торможения и указатели поворотов), что определяет выбор материалов конструкции.

По условиям применения и степени видимости светосигнальные приборы могут быть:

- ночного применения - только для движения в темное время суток или при плохой видимости - габаритные, контурные, опозна­вательные, боковые и стояночные огни;

- круглосуточного применения - сигналы торможения, указатели поворота и аварийная сигнализация.

Эта классификация связана с условиями видимости и силой света прибора. Для обеспечения видимости приборов ночного при­менения достаточна небольшая сила света 2...12 кд, осуществляе­мая фонарем простой конструкции. Для приборов круглосуточного применения, видимость которых должна быть обеспечена также и в солнечный день, необходима сила света около 200...700 кд, так что для этих приборов необходима и соответственно рассчитанная система. Кроме того, при ночном движении фонари с такой боль­шой силой света могут вызвать дискомфорт и даже слепить води­телей других автомобилей.

Принципы нормирования основных характеристик светосигналь­ных огней в основном определяются особенностями их зрительного восприятия. Установленные нормы представляют собой компро­мисс между расчетными максимальными и минимальными значе­ниями светотехнических характеристик при экстремальных услови­ях видимости с учетом динамических характеристик транспортного средства, состояния дорожного полотна, функциональных особен­ностей работы светосигнального прибора и его габаритов.

Многообразие функций, выполняемых светосигнальными прибо­рами, требует, наряду с решением задач определения наиболее рационального светораспределения для каждого вида сигнального прибора, их размещения на транспортном средстве, нормирования углов видимости сигнальных огней, решения вопросов цветового различия. Общепринятым для наземных транспортных средств яв­ляется следующее разделение: для передних огней - белый, для задних - красный. Следовательно, задние габаритные огни, задние световозвращатели и сигналы торможения выполняются красного цвета, что обусловлено рядом преимуществ. К этим преимущест­вам относятся сохранение ощущения цвета почти до нулевой ин­тенсивности, хорошая заметностъ периферическим зрением, хо­рошая проницаемость сквозь туман и дымку, хорошая заметность на фоне других огней и малая подверженность мешающим эффек­там, меньшее снижение чувствительности человека с возрастом к восприятию красного цвета.

Для передних габаритных огней и фонарей заднего хода обще­принятым является белый цвет, но допускается также желтый се­лективный цвет.

Для указателей поворота - передних, задних, боковых в евро­пейских странах согласован и узаконен Правилами ЕЭК ООН оранжевый цвет.

В США применяют красные задние указатели поворота и желтые передние и боковые указатели поворота, однако допускается также оранжевый цвет. Для всех боковых огней везде узаконен оранже­вый цвет. Для оперативных машин (пожарных, милицейских, скорой помощи) применяется мигающий огонь преимущественного проезда синего цвета.

Наряду с чисто светотехническими характеристиками в целях обеспечения требований безопасности движения международными и отечественными стандартами нормируются также число и размеще­ние световых приборов на автомобиле, высота установки приборов над уровнем земли и расстояние от плоскости бокового габарита, углы геометрической видимости светящей поверхности приборов в горизонтальной и вертикальной плоскостях, цвет прибора и др.