4.9. Источники света
Конструкция современных автомобильных ламп представляет собой установленные в стеклянной колбе одно или два тела накала, смонтированные на токоподводящих электродах, соединенных с контактами цоколя. Тело накала изготовляют из вольфрама с присадками окиси кремния, окиси алюминия и др. Электроды выполняют из никеля, а стеклянные детали изготовляют из силикатного стекла. Для получения возможно большей концентрации тела накала вольфрамовую проволоку свивают в спираль и биспираль. Учитывая массовый характер производства и весьма жесткие требования по светораспределению, предъявляемые к световым приборам автомобиля, в особенности к фарам, монтаж тел накала относительно элементов фиксации цоколя обеспечивают с высокой степенью точности.
Источники света характеризуются рядом параметров, определяющих их основные электрические, световые и эксплуатационные свойства. Основными электрическими параметрами автомобильных ламп являются:
- номинальное напряжение (6, 12, 24 В);
- электрическая мощность (по ГОСТ 2023 - 90 автомобильные лампы маркируются так же, как и в Европе, по мощности в ваттах);
- расчетное напряжение, при котором лампа будет работать в течение ее срока службы (для указанных выше номинальных значений напряжений соответствующие расчетные напряжения составляют 6,7; 13,5; 28 В).
К основным световым параметрам источников света относятся:
номинальный световой поток лампы, измеряемый в люменах; максимальная сила света, измеряемая в канделах (ранее в свечах); яркость тела накала, измеряемая в нитах.
В отечественной промышленности маркировка автомобильных ламп указывает на тип лампы, номинальное напряжение и номинальную мощность. Например, А24-5 - однонитевая, 24 В, 5 Вт; А12-45+40 - двухнитевая 12 В, 45 Вт - нить дальнего света и 40 Вт -нить ближнего света. Стоящая впереди буква А означает «автомобильная».
Мощность ламп накаливания, применяемых в автомобильных сигнальных фонарях, не превышает 21 Вт. Это связано с тем, что сигнальные фонари в соответствии с назначением и характеристиками отличаются сравнительно малой силой света.
Общий вид автомобильных ламп накаливания показан на рис. 4.18. А именно: а - для фар головного освещения с европейской асимметричной системой светораспределения; б- галогенная категория Н1; в - галогенная категория НЗ; г - галогенная категория Н4; д - двухнитевая штифтовая; е - од-нонитевая штифтовая; ж - пальчиковая; з - софитная; 1 - колба; 2- нить дальнего света; 3 - нить ближнего света; 4 - экран; 5 - фокусирующий фланец; 6 - выводы; 7 –цоколь.
Рис. 4.18.
Одним из существенных недостатков ламп накаливания является осаждение на колбе частиц вольфрама, что приводит к увеличению коэффициента поглощения колбы и снижению световой отдачи лампы. При введении в лампу галогенов или некоторых их соединений в ней устанавливается цикл возврата частиц вольфрама с колбы на тело накала, механизм которого следующий. Если в работающей лампе имеются пары йода и температура колбы 250°С < Тк < 1200°С, то пары йода образуют с осевшим на колбе вольфрамом йодистый вольфрам WI2, который испаряется и, попадая в область тела накала, разлагается на йод и вольфрам, если температура в этой области выше 1400°С. Пары йода возвращаются к колбе лампы, образуют опять WI2, и цикл повторяется. Вольфрам испаряется тем быстрее, чем выше температура участка тела накала. Так как температура дефектных участков выше, испарение с этих участков происходит интенсивнее, чем с бездефектных. Возвращаясь на тело накала, вольфрам оседает на более холодных его участках, образуя наросты. Таким образом, йодно-вольфрамовый цикл не компенсирует усиленное испарение вольфрама с дефектных участков и не позволяет существенно увеличить срок службы.
Кроме йода, для очистки колбы лампы от осевшего вольфрама, применяют другие галогены и их соединения. Особенно эффективными показали себя соединения брома, бромистый метилен СН2Вr2 и бромистый метил СН3Вr.
Наличие возвратного цикла позволило увеличить рабочую температуру нити до 3000...3200°С, а следовательно, и ее световую отдачу до 22...25 лм/Вт, что в 1,5 раза выше светоотдачи обычных ламп. Для реализации цикла необходима высокая температура стенок колбы - около 600...700°С, поэтому колба галогенной лампы изготавливается из кварцевого стекла и имеет малые размеры, а спиральная нить накала для обеспечения более равномерного отложения на ней частиц вольфрама должна иметь форму прямого цилиндра. Для автомобильных фар разработаны и вошли в Правило № 37 ЕЭК ООН три типа однонитевых галогенных ламп - Н1, Н2, НЗ и двухнитевая лампа Н4.
Лампы Н1 и Н2 имеют нить, расположенную вдоль оси цоколя, и отличаются конструкцией последнего. Лампа НЗ, имеющая нить накала, перпендикулярную оси, и свой цоколь, получила наибольшее распространение. В лампе Н4 нить дальнего света также имеет форму прямого цилиндра и расположена параллельно оптической оси, лампа оснащена специальным цоколем. Лампы Н1 и НЗ применяются в противотуманных фарах, фарах дальнего света и в четырехфарных системах, дополнительных фарах дальнего света.;
Лампа Н2 почти не применяется как очень сложная в производстве. Лампа Н4 применяется в головных фарах двух- и четырехфарной систем освещения. Отечественная промышленность также освоила выпуск фарных галогенных ламп типов Н1, НЗ и Н4, имеющих в маркировке обозначение АКГ (автомобильная кварцевая галогенная). Изготовляются двухнитевые лампы категории Н4 типов АКГ12-60+55 и АКГ24-75+70 и однонитевые лампы для прожекторов и противотуманных фар категории Н1 типов АКГ12-55 и АКГ24-70 и НЗ типов АКГ12-55-1 ИАКГ24-70-1.
Появление в последние годы термостойких пластмасс предопределило возможность использования галогенных ламп и в светооптических схемах фонарей. Для этих целей в настоящее время как за рубежом, так и в России проводятся разработки галогенных ламп пониженной мощности 5, 10, 15, 20 Вт, использование которых позволит создавать более эффективные приборы системы освещения и сигнализации.
Уже появились и достаточно широко применяются новые источники света - ксеноновые лампы. В отличие от автопромышленности в бытовой технике эти лампы уже давно являются не новостью и широко применяются в кинопроекционной аппаратуре и фотовспышках, так как их спектр излучения близок к солнечному свету. В колбе этих ламп светится дуговой разряд между электродами, помещенными в специальную среду, представляющую собой инертный газ. К основным из достоинств данных источников следует отнести то, что они не перегорают, не боятся вибраций, а светоотдача достигает 80 лм/Вт.
Но за это приходится платить сложностью самого устройства. Чтобы ионизировать инертный газ, необходимо пробить промежуток между электродами импульсом напряжением 20 кВ, что на автомобиле не является недостижимой задачей. Помимо этого, также необходимо приложить к этим же электродам переменный ток частотой 300 Гц и напряжением 330 В. Это и является основной сложностью. С появлением силовых полупроводниковых приборов данная проблема была решена и в ящике массой примерно 0,5 кг разместили необходимый преобразователь энергии.
На первом этапе из постоянного тока напряжением 10-17 В получают постоянное напряжение в 300 В. На втором этапе данное напряжение преобразуют в переменное нужной частоты. На третьем этапе переменное напряжение пропускают через устройство запуска, позволяющее достичь высоковольтного импульса, необходимого для поджига лампы. Сама же лампа D1 мощностью 35 Вт имеет массу всего 15 г и немногим больше по своим геометрическим размерам галогенной.
Все выше перечисленное и объясняет достаточно высокую стоимость преобразователя энергии для ксеноновой лампы. Для установки на автомобиле данной системы освещения необходимо как минимум два комплекта, а то и большее количество таких преобразователей, так как светораспределение фар дальнего и ближнего света совершенно разное. На рис. 4.19 продемонстрирован освещенный участок дороги при включении фар ближнего света: а - с обычными галогенными лампами; б - с ксеноновыми лампами; L и В - соответственно длина и ширина участка . В традиционных лампах накаливания эту задачу решили путем применения двухнитевой конструкции. Точно рассчитанные отражатель и рассеиватель обеспечивали необходимое светораспределение для каждой нити. Напрашивается вопрос: так что же, в случае применения газоразрядных ламп потребуется устанавливать четыре фары с громоздкими и дорогими преобразователями?
Рис. 4.19.
Известные фирмы Bosch и Hella в этой ситуации нашли, в сущности, два похожих способа решения данного вопроса. В первом случае внутри фары размещают подвижный непрозрачный экран, который управляется соленоидом. При включении ближнего света данный экран опускается и отсекает часть светового потока, который мог бы привести к ослеплению водителей встречных транспортных средств. Во втором - вдоль оптической оси фары с помощью опять же соленоида перемещается уже сама лампа. Ее светящийся разряд попадает в точку, где должна находиться нить либо ближнего света, либо, напротив, дальнего. Процесс переключения длится всего 0,3 с, причем создается впечатление, что освещенное пространство перед автомобилем меняет свое очертание.
Новая блок-фара имеет совершенно непривычный вид (рис. 4.20). Серийное производство фирма Bosch начала уже в 1998 г., а фирма Hella годом позже.
К источникам света с высокой световой отдачей относятся металлогалогенные лампы (МГЛ), в которых, также как и в ксеноновых используется дуговой разряд в инертном газе (обычно применяется аргон). Внутрь колбы вводятся в небольших пропорциях галогениды, т. е. металлы в сочетании с йодом, бромом, хлором. В зависимости от вида галогенида изменяется и спектр излучения. При этом температура испарения галогенидов ниже, чем чистых металлов. Попадая в зону разряда с высокой температурой галогениды распадаются на галоген и металл. Атомы металла в зоне высоких температур, возбуждаясь излучают характерный для них спектр. Диффундируя за пределы канала разряда в зону с более низкой температурой галогениды восстанавливаются и в таком виде находятся у стенок колбы, не вызывая ее разрушение. Вводя в лампу различные галогениды, можно получать требуемый спектр разряда - от линейчатого до - практически сплошного. Благодаря конвекции газа внутри газоразрядного промежутка и диффузии, цикл, состоящий из выделения металла для участия в разряде и последующего соединения в областях более низких температур, будет повторяться, обеспечивая постоянную концентрацию возбуждаемых атомов в центральной части разряда. Температура в разрядном канале достигает нескольких тысяч градусов, что достаточно для полной диссоциации молекул и для интенсивного возбуждения атомов металла и других элементов. Высокие значения градиента потенциала позволяют создать лампы малых размеров большой удельной мощности и высокой яркости, а также варьировать в широких пределах размеры колбы, ее температуру, а следовательно и давление паров. Постепенный спад температуры от канала дуги к стенкам колбы создают благоприятные условия для протекания галогенного цикла.
Галогениды не разрушают стенок колбы, состоящей из кварцевого стекла, даже при 1150 К и высоких давлениях. Галогениды металлов вводятся в лампы в очень малой концентрации, ртутный пар играет роль буфера, создавая в разряде требуемую высокую температуру, высокий градиент потенциала и снижая тепловые потери.
Спектр излучения определяется различными галогенидами. Так, добавка натрия дает желтое излучение с длиной волны 589 нм, лития - красное с длиной волны 671 нм, таллия - темно-зеленое с длиной волны 535 нм, индия - фиолетовое, с длиной волны 435 и 410 нм. Другие металлы дают спектры, состоящие из большого числа близко расположенных линий, заполняя всю видимую область (скандий, титан, диспрозий и др.). Галогениды с оловом дают непрерывные спектры. В настоящее время обычным является добавка йодного соединения (йодид натрия, таллия, скандия, тория). Перспективным является использование редкоземельных элементов, обеспечивающих почти непрерывный спектр излучения.
Параметры ламп типа МГЛ сильно зависят от колебаний напряжения. При изменении напряжения в пределах 10-15% мощность лампы изменяется в пределах 22-33%, а световой поток на 25-37%. Температура окружающей среды влияет на напряжение зажигания МГЛ и цветность лампы.
Имеются МГЛ с керамической горелкой (поликристаллическая окись алюминия, выдерживающего температуру 1100°С.
Горелка наполнена галогенидами натрия и олова. Световая отдача 93 лм/Вт, температура цветности лампы - Тцв = 6000 К.
Некоторые типы МГЛ, имея габаритные размеры ГЛН, превосходят последние по световой отдаче в 2-3 раза, по сроку службы в 2-3 раза (70 лм/Вт, 5000 ч). Общий вид лампы представлен на рис. 4.21. Здесь: а - модификация лампы для работы в любом положении; б — для работы преимущественно в горизонтальном положении
Рис. 4.21.
Недостатком МГЛ является повышенное напряжение зажигания, но меньшее, чем у ксеноновых ламп. Для зажигания ламп может быть использована та же аппаратура.
Структурная схема аппаратуры для включения МГЛ показана на рис. 4.22. Где: 1 - генераторная установка; 2- источник питания постоянного тока; 3 - преобразователь постоянного тока в переменный; 4- пускорегулирующее устройство; 5 – МГЛ.
Рис. 4.22. .
В настоящее время разработаны безэлектродные микроволновые серные лампы мгновенного включения, имеющие кварцевую колбу и, помимо серы, содержащие аргон, без добавок ртути. Специальный генератор (СВЧ) создает микроволновое излучение с частотой 2,45 ГГц (1 ГГц = 109 Гц). Световая отдача 86 лм/Вт, Тцв = 6000°К.
Ряд фирм (General Electric, OSRAM и др.) приступили к разработке таких дуговых разрядных ламп со стартером в виде ультрафиолетового излучателя, расположенного в зоне разряда. Типовая конструкция таких ламп показана на рис. 4.23.
Широкие перспективы имеют в качестве источников света светоизлучающие диоды (СИД).
Светоизлучающие диоды - это миниатюрные источники света, в которых излучение возникает на полупроводниковом переходе в результате рекомбинации электронов и дырок. В СИД используются полупроводниковые материалы высокой чистоты, легированные малым количеством контролируемых примесей n-, либо р- типа. Если к р-п переходу приложить постоянное напряжение прямой проводимости в несколько вольт, то в результате рекомбинации в зоне контакта дырок и электронов частично излучаются фотоны. Размеры контакта 10-3 – 10-4 см2 и выше. Свечение возникает на границе полупроводников и выходит наружу сквозь один из полупроводниковых материалов и через зазор между двумя материалами. Главные потери излучения связаны с полным внутренним поглощением. Для повышения коэффициента выхода излучения применяют специальные конфигурации СИД (фирма Hewlett Packard, компания Lumileds Lighting и др.).
В настоящее время максимальная световая отдача некоторых типов используемых в транспортных средствах светоизлучающих диодов достигает 30 лм/Вт.
Световая отдача желто-зеленого светоизлучающего диода из фосфорида галлия теоретически может превышать 100 лм/Вт, а из арсенида галлия с люминофором (красный, зеленый, голубой) свыше 200 лм/Вт, но при низком световом потоке.
По мере совершенствования технологии изготовления световая отдача светодиодов постоянно повышается. Предполагается, что в недалеком будущем она может достичь 150 лм/Вт и превысить параметры всех известных источников света.
Достоинствами СИД являются высокий срок службы, достигающий 100 тыс. часов, что в 1000 раз превышает срок службы ламп накаливания. Температура корпуса светодиода не превышает 80°С. Они обладают высокой механической прочностью, имеют небольшие габаритные размеры и вес. Все это позволяет создавать источники света с принципиально новой конструкцией и возможностями применительно к транспортным средствам. В частности, фирма General Electric приступила к разработке головных фар с источником света на основе мощных СИД со световым потоком, превышающим 120 лм. Такие фары имеют малую глубину, что позволит улучшить дизайн и аэродинамические свойства автомобиля.
Так, в последней модели Ауди (Audi Le Mans Quattro) все световые приборы, включая подсветку салона и приборной доски, выполнены на светодиодах. В качестве фары дальнего света использована матрица, состоящая из 8 сверхярких светодиодов типа «Пиранья» (компания Lumileds Lighting), расположенных в два ряда. Фара ближнего света представляет собой светодиодную матрицу из девяти светодиодов, расположенных ближе к краю корпуса в три ряда. Наружные светодиоды в фаре установлены так, что их световой поток охватывает обочину дороги. Они автоматически включаются при повороте, создавая световой поток, направленный под углом в сторону поворота автомобиля.
- Оглавление
- Предисловие
- Тема1. Система электроснабжения
- 1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
- 1.4. Автоматическое регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля
- 1.4.2. Регуляторы напряжения
- 1.5.7. Способы заряда аккумуляторных батарей
- 1.5.8. Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
- Глава 2. Система пуска
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска
- 2.3. Устройство и принцип действия стартера
- 2.3.5. Электрические схемы управления стартером
- 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Система зажигания
- 3.2. Классификация батарейных систем зажигания
- 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры
- 3.4. Классическая система зажигания
- 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- 3.5.1. Общие сведения
- 3.5.2. Замыкание контактов прерывателя
- 3.5.3. Размыкание контактов прерывателя
- 3.5.4. Пробой искрового промежутка свечи
- 3.6. Характеристики классической системы зажигания
- 3.6.1. Факторы, влияющие на вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания
- 3.6.2. Энергия искрового разряда
- 3.6.3. Недостатки классической системы зажигания
- 3.7. Электронные системы зажигания
- 3.7.1. Основные направления создания перспективных систем зажигания
- 3.7.2. Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
- 3.7.3. Принципы построения узлов бесконтактных систем зажигания для автомобильных двс
- Магнитоэлектрические датчики.
- Направление
- 3.7.4. Электронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
- 3.7.5. Особенности конструкций аппаратов электронных систем зажигания для автомобильных двигателей
- 3.7.6. Преимущества электронных систем зажигания
- 3.8. Искровые свечи зажигания
- 3.8.1. Общие сведения
- 3.8.2. Условия работы свечи на двигателе
- 3.8.3. Устройство свечей зажигания
- 3.8.4. Тепловая характеристика и маркировка свечей
- 3.9. Диагностирование систем зажигания
- Глава 4. Системы освещения и сигнализации
- 4.1. Общие сведения
- 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
- 4.3. Классификация систем освещения
- 4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар
- 4.5. Конструкция современных головных фар
- 4.6. Противотуманные фары
- 4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
- 47.1. Общие сведения
- 4.7.2. Габаритные огни
- 4.7.3. Сигналы торможения
- 4.7.4. Указатели поворота и их боковые повторители
- 4.8. Конструкция светосигнальных приборов
- 4.9. Источники света
- 4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Информационно-диагностическая система
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Контрольно-измерительные приборы
- 5.2.1. Приборы измерения давления и разрежения
- 5.2.2. Приборы измерения температуры
- 5.2.3. Приборы измерения уровня топлива
- 5.2.4. Приборы контроля зарядного режима
- 5.2.5. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- 5.3. Бортовая система контроля
- 5.4. Система встроенных датчиков
- 5.5. Маршрутные компьютеры
- 5.6. Автомобильные навигационные системы
- 5.7. Панели приборов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Электронное управление двигателем
- 6.2.1. Электронные системы управления топливоподачей бензиновых двигателей
- 6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением
- 6.2.3. Электронные системы управления, топливоподачей дизелей
- 6.2.4. Основные компоненты эсау двигателем Электробензонасосы
- Электроуправляемые форсунки
- Исполнительные механизмы управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу
- Датчики для определения нагрузки двигателя
- Датчики частоты вращения и положения коленчатого и распределительного валов
- Датчик кислорода
- Датчики температуры
- Датчик детонации
- Главное реле и реле бензонасоса
- 6.3. Электронное управление подвеской
- 6.4. Электронные антиблокировочные системы
- Принцип действия системы и типы абс
- Способы диагностирования
- 6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением
- 6.6. Электронное управление положением фар
- 6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем
- 6.8. Автоматическая блокировка дверей
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Вспомогательное электрооборудование
- 7.1. Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
- 7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
- 7.3. Звуковые сигналы
- 7.4. Электронные противоугонные системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Коммутационная аппаратура
- 8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов
- 8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
- 8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы