logo search
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

5.5. Маршрутные компьютеры

В настоящее время прослеживаются два основных направления в разработке МК - разрабатываемые для конкретной модели автомобиля и универсального применения. Например, фирма Chrysler ориентируется на разработку специализированных МК, а фирма General Motors - на МК универсального применения. Имеются разработки МК конкретного функционального назначения (расходомеры, оптимизаторы скорости и пр.),

Несмотря на различия между МК, порой весьма существенные, все они выполняют в основном сходные функции. Эти функции связаны с измерением, расчетом, индикацией, а иногда и управлением совокуп­ности четырех параметров: скорости движения, расхода топлива, рас­стояния и времени. Иногда к ним добавляется возможность измерения температуры воздуха в салоне и за бортом автомобиля. Функции, вы­полняемые МК, можно подразделить на основные и расширенные.

Основная система (система минимальной конфигурации) может включать часы, счетчики пройденного пути и времени, измерять среднюю скорость, мгновенный и средний расход топлива. Расши­ренная система может проводить измерения времени, расстояния, времени за рулем, контроль скорости, индикацию расстояния до цели, оценку времени прибытия и расстояния, которое можно прой­ти на остатке топлива, сигнализацию при попытке угона и т. д. Рас­ширенный вариант МК может также иметь устройства поддержания заданной скорости (спидостаты, темпостаты).

Однако разнообразие функционального назначения и конструк­тивного исполнения МК не вносит существенных изменений в их структурную схему.

Это связано с тем, что в подавляющем большинстве случаев в качестве основного элемента МК используется микропроцессор. Поэтому структура МК - это структура микроЭВМ, как например, структурная схема одного из маршрутных компьютеров, разрабо­танных в нашей стране для использования на перспективных авто­мобилях семейства ВАЗ, (рис. 5.24).

Рис. 5.24.

Основным элементом разработанного МК является однокристаль­ная микроЭВМ КМ 1816ВЕЧ8, в одной микросхеме которой размещены микропроцессор (МП), постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и некоторые схемы управления. Микропроцессор МП, благодаря заложенной в него воз­можности программного управления, обладает свойством универсаль­ного устройства. Это значит, что функциональные возможности систе­мы во многом определяются программой, заранее записанной в ПЗУ МК. Для хранения результатов промежуточных вычислений и данных, значения которых со временем изменяются, служат ОЗУ. Резервное ОЗУ, которое через блок питания постоянно подключено к аккумуля­торной батарее автомобиля, позволяет сохранить необходимую ин­формацию даже при выключении замка зажигания.

Блок формирователей сигналов позволяет преобразовать сиг­налы от датчиков автомобиля в цифровой код, используемый в микроЭВМ. Часы реального времени позволяют производить отсчет астрономического времени и временных интервалов. Клавиатура позволяет задать режим работы МК (как правило, это параметр, который будет отображаться на дисплее МК). Драйвер (устройство управления) дисплея преобразует цифровой код, поступающий от микроЭВМ, в сигналы управления, которые формируют на дисплее значение отображаемого параметра.

В табл. 5.1 представлены параметры, которые рассчитывают и ин­дицируют МК перспективных моделей автомобилей семейства ВАЗ.

Внешний вид дисплея показан на рис. 5.25.

Рис. 5.25.

Таблица 5.1

Отображаемый параметр

Обозначение параметра

Диапазон измерений

Мгновенный расход топлива, л/ч

МОМ

0,0...62,5

То же в пересчете на 100км, л/100 км

МОМ

0,0...62,5

Пройденное расстояние с начала поездки, км

КМ

0,0...999,9

Средний расход топлива в пересчете на 100 км за время поездки, л/100 км

L/100

0,0...62,5

Суммарное количество израсходованного топлива с начала поездки, л

L

0,0...624,5

Средняя скорость поездки, км/ч

KM/H

000,0...999,9

Время поездки, ч:мин

T

00:00...99:59

Текущее время суток, ч:мин

H, M

00:00...23:59

Примечания: 1. Мгновенный расход топлива в литрах измеряется при скорости движения менее 27 км/ч, а в пересчете на 100 км пути – более 27 км/ч.

2. При определении времени поездки время стоянки учитывается торлько при включенном зажигании.

(МОМ, КМ, L/100, L, KM/H, T), который отображается в данный момент, снизу подсвечивается светодиодом. Кнопка RESET – кнопка сброса показаний часов и параметров KM, L/100, L, KM/H и Т. Кнопки Н и М – кнопки коррекции показаний соответственно часов и минут.

Обычно МК размещаются в салоне автомобиля рядом с панелью приборов или вставляются в неё. Имеются случаи размещения МК на рулевом колесе.