5.7. Панели приборов
Водитель получает информацию о режиме движения и техническом состоянии автомобиля с помощью контрольно-измерительных приборов и индикаторов, размещенных на панели приборов.
Панель приборов современного легкового автомобиля содержит от 3...6 стрелочных приборов и 5-7 световых индикаторов, размещение которых основывается на следующих принципах:
- группировка в центре панели средств отображения информации, связанных с безопасностью дорожного движения;
- размещение приборов и индикаторов тем ближе к центру панели, чем выше частота обращения к ним водителя;
- группировка в единые блоки функционально связанных приборов и индикаторов.
В качестве примера рассмотрим конструкцию панели приборов автомобиля ВАЗ-2108 (рис. 5.27, где: 1 - контрольная лампа уровня тормозной жидкости; 2 - то же давления масла; 3 - табло STOP; 4 - контрольная лампа указателей поворота; 5 - то же наружного освещения; 6- то же заднего противотуманного фонаря; 7- то же дальнего света фар; 8 -то же обогрева заднего стекла; 9- указатель температуры охлаждающей жидкости; 10 - вольтметр; 11 -указатель уровня топлива; 12-эконометр; 13 - спидометр; 14-контрольная лампа стояночного тормоза; 15 -то же разряда аккумуляторной батареи; 16 - то же воздушной заслонки карбюратора; 17 -контрольная лампа аварийной сигнализации). В центральной зоне панели расположен спидометр 13 с одометром и счетчиком суточного пробега.
Рис. 5.27.
В правой части сгруппированы контрольно-измерительные приборы: указатель температуры охлаждающей жидкости 9, вольтметр 10, эконометр 12 и указатель уровня топлива 11. Левая зона занята индикаторами, сигнализирующими о включении наружного освещения 5, заднего противотуманного фонаря 6, дальнего света фар 7, указателей поворота 4, обогрева заднего стекла 8, аварийной сигнализации 17, разряда аккумуляторной батареи 15 и вытянутой рукоятки воздушной заслонки 16. В центре зоны индикаторов расположено табло STOP 3, которое загорается совместно с соответствующим индикатором в следующих случаях:
- недостаточное давление в системе смазки двигателя (индикатор 2);
- уровень тормозной жидкости в бачке ниже «Min» (индикатор 1);
- поднят рычаг стояночного тормоза (индикатор 14).
Развитие и внедрение в автомобилестроение электроники дало возможность конструкторам и дизайнерам создать электронную панель приборов, в которой вместо привычных электромеханических приборов устанавливаются электронные информационные устройства и индикаторы. Электронные индикаторы, кроме функций, выполняемых электромеханическими приборами, способны предоставлять водителю информацию в цифровой, графической и текстовой формах. С помощью электронных устройств возможны синтез человеческой речи, индикация показателей, для определения которых требуются сложные вычисления, анализ целесообразности передачи информации водителю.
Электромеханические приборы, как правило, предназначены для отображения только одного параметра, так как при использовании нескольких шкал ухудшается возможность считывания с них показаний. Кроме того, они имеют значительные габаритные размеры, что делает сложным их размещение на панели приборов. Электронные индикаторы при меньших размерах могут информировать о значениях не одного, а нескольких параметров, передавать разнообразные сообщения и поэтому позволяют резко увеличить информативность панели при тех же габаритах.
Необходимо также отметить, что электронные информационные устройства предоставляют водителю более достоверные данные. Это связано как с повышением точности приборов, так и с цифровым представлением информации.
Использование электронных индикаторов открывает широкие возможности для художественного конструирования панели приборов с учетом требований эргономики и инженерной психологии, так как позволяет варьировать цветом, формой и яркостью свечения индикаторов. Например, электронная панель приборов, разработанная для автомобиля ВАЗ-2109, предназначена для измерения, контроля и отображения информации о скорости движения автомобиля, частоте вращения коленчатого вала двигателя, общем пробеге, уровне топлива в баке, температуре охлаждающей жидкости, а также для выдачи аварийных и предупредительных сигналов. Её структурная схема - на рис. 5.28.
Рис. 5.28.
Информация в систему поступает от следующих датчиков, выключателей и устройств автомобиля:
1 - датчика уровня и резерва топлива;
2- датчика температуры охлаждающей жидкости;
3-датчика аварийного давления масла;
4 -датчика уровня тормозной жидкости;
5 - датчика уровня масла;
6-датчика уровня охлаждающей жидкости;
7-датчика уровня омывающей жидкости;
8 -датчика износа тормозных накладок;
9 -датчика скорости автомобиля;
10 - прерывателя указателей поворотов;
11 - реле контроля исправности ламп;
12 - реле пристегнутости ремней безопасности;
13 - выключателя аварийной сигнализации;
14 - выключателя ручного тормоза;
15 - переключателя света фар;
16- выключателя габаритных огней;
17- выключателя задних противотуманных фонарей;
18 - замка зажигания;
19 -датчика холодного пуска двигателя;
20 - электронной системы зажигания;
21 - напряжения бортовой сети автомобиля.
Панель приборов (см. рис. 5.28) включает в себя плату вакуумно-люминесцентных индикаторов (ВЛИ), плату аварийных и предупредительных сигнализаторов на светоизлучающих диодах (СИД), а также электромеханический счетчик полного пробега и ламповые индикаторы включения дальнего света, габаритных огней, сигналов поворота и холодного пуска двигателя.
Четыре вакуумно-люминесцентных индикатора зеленого цвета свечения отображают информацию о скорости движения автомобиля, частоте вращения коленчатого вала двигателя, уровне топлива и температуре охлаждающей жидкости.
На индикаторе спидометра отображается информация о скорости движения от 0 до 199 км/ч (либо миль/ч в зависимости от положения переключателя английских/метрических единиц).
На индикаторе тахометра отображается информация о частоте вращения коленчатого вала двигателя в дискретно-аналоговой форме. Шкала тахометра содержит 30 сегментов: один сегмент - 0...500 мин-1, четыре сегмента - 500...1000 мин-1 с шагом 100 мин-1 и 25 сегментов - 1000...7000 мин-1 с шагом 250 мин-1.
Информация об уровне топлива и температуре охлаждающей жидкости отображается в дискретно-аналоговой форме. Шкалы содержат по девять сегментов. Для индикатора уровня топлива нижний сегмент индицирует нулевой уровень, а остальные восемь сегментов имеют массу 1/8 объема бака. Для индикатора же температуры охлаждающей жидкости нижний сегмент индицирует температуру менее 60°С, а остальные восемь сегментов имеют массу по 10°С каждый.
Двенадцать сигнализаторов БСК выполнены на светоизлучающих диодах красного и оранжевого цветов свечения (см. подраздел 5.3).
Сигнализирующие лампы включаются путем подачи на соответствующий вход устройства напряжения бортовой сети автомобиля. Сигнализатор пуска холодного двигателя загорается, когда датчик пуска холодного двигателя подключает его вход к корпусу автомобиля.
В блок цифровой и аналоговой обработки информации входят электронные схемы формирователей информации, защиты и фильтрации (см. рис. 5.28), а также три специализированные большие интегральные схемы (БИС): БИС спидометра, БИС тахометра и БИС анализаторов информации.
Схема анализаторов информации представляет собой двухканальный аналого-цифровой преобразователь и предназначена для преобразования аналоговых сигналов от датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива в цифровой код. Значения аналоговых сигналов могут изменяться в диапазоне +2,7 В... +4,4 В. Схемы спидометра и тахометра формируют сигналы, пропорциональные соответственно скорости движения автомобиля и частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Блок обработки информации включает в себя и входной формирователь сигнала для электромеханического одометра, выполненный на таймере одометра и формирующий необходимую длительность сигнала одометра (0,1 с).
Для обеспечения оптимальной видимости отображаемой информации в блоке обработки информации предусмотрена схема регулировки яркости. С включением габаритных огней индикаторы панели приборов автоматически переходят на пониженную яркость свечения. Кроме того, имеется регулировка яркости свечения индикаторов для условий повышенной и пониженной освещенности, учитывающая индивидуальные возможности водителя.
Однако широкое применение электронных информационных устройств и индикаторов ограничивается рядом причин. Прежде всего большинство электронных индикаторов не только дороже электромеханических приборов, но и обладают меньшей надежностью, устойчивостью к ударам, вибрациям, температурным воздействиям, имеют недостаточную долговечность. Для обеспечения работы индикаторов некоторых типов требуется дополнительный источник высокого напряжения и т. д. Несмотря на указанные недостатки, электронные информационные устройства и индикаторы находят все большее применение и являются неотемлемой частью современного автомобиля.
Одним из электронных устройств, нашедших достаточно широкое применение на автомобиле, является бортовой компьютер, предназначенный для оказания всесторонней помощи водителю при пользовании автомобилем. Рассмотрим принцип построения и возможности бортового компьютера. Структурная схема приведена на рис. 5.29. Он состоит из универсального блока и блока управления, подключенных к системе электрооборудования автомобиля. В универсальный блок поступают сигналы, характеризующие работу системы регулирования подачи топлива, скорость движения автомобиля, уровень топлива в баке, температуру окружающей среды, напряжение аккумуляторной батареи, включение подсветки панели приборов. Универсальный блок управляет работой предупреждающего звукового сигнала, блокировкой зажигания, а при необходимости - дополнительного обогрева.
Рис. 5.29.
Связь с компьютером водитель поддерживает с помощью блока управления. Этот блок принимает команды водителя и передает их в универсальный блок, а также осуществляет индикацию результатов работы компьютера на соответствующем элементе поля индикаторов.
С помощью бортового компьютера водитель может получать следующую информацию: средняя скорость движения; средний и мгновенный расход топлива; время суток; температура окружающей среды; расстояние до интересующего пункта; предполагаемое время прибытия; расстояние, которое может проехать автомобиль с имеющимся в наличии запасом топлива. С помощью звукового сигнала бортовой компьютер предупреждает водителя о превышении максимальной скорости и о понижении температуры окружающей среды ниже 3°С и опасности гололеда.
Бортовой компьютер может также выполнять функции противоугонного устройства. Водитель выбирает код, состоящий из четырех цифр; если же перед пуском двигателя набрать неправильную комбинацию цифр, двигатель не заведется и будет включен звуковой сигнал.
Примером построения электронных панелей приборов может послужить панель приборов экспериментального автомобиля «Мерседес-Бенц Ауто 2000» (рис. 5.30). На панель приборов этого автомобиля выводится максимально возможное количество информации, отражающей безопасность, экономичность, эксплуатационные характеристики и параметры вождения автомобиля без перегрузки и утомления водителя. На приборной панели постоянно представляется информация о скорости движения, количестве топлива в баке, времени, пройденном пути и режиме движения. Остальные 25 параметров появляются на индикаторах по требованию водителя (при нажатии соответствующей клавиши на рулевом колесе) или в автоматическом режиме.
Рис. 5.30.
Панель приборов включает три зоны: постоянной информации (центральную); информации о состоянии автомобиля (левую); внешней информации (правую). В зоне постоянной информации расположены спидометр, указатель уровня топлива в баке, часы, одометр и индикатор режима движения. Верхний индикатор зоны состояний автомобиля выполняет функции БСК.. При достижении одним из параметров, контролируемых БСК, критического значения на индикаторе автоматически появляется соответствующий сигнал, который исчезает только после устранения неисправности. Нижний левый индикатор представляет показания контрольных приборов, а также результаты расчета запаса хода, расхода и интервалов обслуживания.
Интервалы обслуживания рассчитываются с учетом пробега автомобиля, расхода топлива, износа тормозных накладок, засоренности воздушных фильтров. Правый верхний индикатор зоны внешней информации является указателем маршрута, в память которого заложена карта-атлас автомобильных дорог Германии. Информация индикатора оказывает помощь водителю в ориентировке и выборе оптимального маршрута. К внешней информации относятся также показания приборов, которым отведено место в правом нижнем углу панели.
- Оглавление
- Предисловие
- Тема1. Система электроснабжения
- 1.2.3. Характеристики генераторов переменного тока
- 1.4. Автоматическое регулирование напряжения в бортовой сети автомобиля
- 1.4.2. Регуляторы напряжения
- 1.5.7. Способы заряда аккумуляторных батарей
- 1.5.8. Параллельная работа генератора и аккумуляторной батареи. Зарядный баланс
- Глава 2. Система пуска
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Основные характеристики аккумуляторной батареи в режиме пуска
- 2.3. Устройство и принцип действия стартера
- 2.3.5. Электрические схемы управления стартером
- 2.5. Анализ работы системы электростартерного пуска
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 3. Система зажигания
- 3.2. Классификация батарейных систем зажигания
- 3.3. Требования к системам зажигания. Основные параметры
- 3.4. Классическая система зажигания
- 3.5. Рабочий процесс батарейной системы зажигания
- 3.5.1. Общие сведения
- 3.5.2. Замыкание контактов прерывателя
- 3.5.3. Размыкание контактов прерывателя
- 3.5.4. Пробой искрового промежутка свечи
- 3.6. Характеристики классической системы зажигания
- 3.6.1. Факторы, влияющие на вторичное напряжение, развиваемое системой зажигания
- 3.6.2. Энергия искрового разряда
- 3.6.3. Недостатки классической системы зажигания
- 3.7. Электронные системы зажигания
- 3.7.1. Основные направления создания перспективных систем зажигания
- 3.7.2. Особенности рабочего процесса транзисторной системы зажигания
- 3.7.3. Принципы построения узлов бесконтактных систем зажигания для автомобильных двс
- Магнитоэлектрические датчики.
- Направление
- 3.7.4. Электронное распределение высокого напряжения по цилиндрам двигателя
- 3.7.5. Особенности конструкций аппаратов электронных систем зажигания для автомобильных двигателей
- 3.7.6. Преимущества электронных систем зажигания
- 3.8. Искровые свечи зажигания
- 3.8.1. Общие сведения
- 3.8.2. Условия работы свечи на двигателе
- 3.8.3. Устройство свечей зажигания
- 3.8.4. Тепловая характеристика и маркировка свечей
- 3.9. Диагностирование систем зажигания
- Глава 4. Системы освещения и сигнализации
- 4.1. Общие сведения
- 4.2. Основные принципы формирования светораспределения систем освещения и сигнализации
- 4.3. Классификация систем освещения
- 4.4. Нормирование светотехнических характеристик головных фар
- 4.5. Конструкция современных головных фар
- 4.6. Противотуманные фары
- 4.7. Классификация светосигнальных приборов. Нормирование основных характеристик
- 47.1. Общие сведения
- 4.7.2. Габаритные огни
- 4.7.3. Сигналы торможения
- 4.7.4. Указатели поворота и их боковые повторители
- 4.8. Конструкция светосигнальных приборов
- 4.9. Источники света
- 4.10. Техническое обслуживание и диагностирование систем освещения и сигнализации в эксплуатации
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 5. Информационно-диагностическая система
- 5.1. Общие сведения
- 5.2. Контрольно-измерительные приборы
- 5.2.1. Приборы измерения давления и разрежения
- 5.2.2. Приборы измерения температуры
- 5.2.3. Приборы измерения уровня топлива
- 5.2.4. Приборы контроля зарядного режима
- 5.2.5. Приборы контроля режима движения и частоты вращения коленчатого вала двигателя
- 5.3. Бортовая система контроля
- 5.4. Система встроенных датчиков
- 5.5. Маршрутные компьютеры
- 5.6. Автомобильные навигационные системы
- 5.7. Панели приборов
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 6. Электронные системы автоматического управления агрегатами автомобиля
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Электронное управление двигателем
- 6.2.1. Электронные системы управления топливоподачей бензиновых двигателей
- 6.2.2. Экономайзер принудительного холостого хода с электронным управлением
- 6.2.3. Электронные системы управления, топливоподачей дизелей
- 6.2.4. Основные компоненты эсау двигателем Электробензонасосы
- Электроуправляемые форсунки
- Исполнительные механизмы управления частотой вращения коленчатого вала на холостом ходу
- Датчики для определения нагрузки двигателя
- Датчики частоты вращения и положения коленчатого и распределительного валов
- Датчик кислорода
- Датчики температуры
- Датчик детонации
- Главное реле и реле бензонасоса
- 6.3. Электронное управление подвеской
- 6.4. Электронные антиблокировочные системы
- Принцип действия системы и типы абс
- Способы диагностирования
- 6.5. Гидромеханическая передача с электронным управлением
- 6.6. Электронное управление положением фар
- 6.7. Автоматическое управление стеклоочистителем
- 6.8. Автоматическая блокировка дверей
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 7. Вспомогательное электрооборудование
- 7.1. Электропривод вспомогательного электрооборудования автомобиля
- 7.2. Стеклоочистители, омыватели и фароочистители
- 7.3. Звуковые сигналы
- 7.4. Электронные противоугонные системы
- Вопросы для самоконтроля
- Глава 8. Схемы электрооборудования автомобилей. Коммутационная аппаратура
- 8.1. Общие сведения
- 8.2. Коммутационная аппаратура
- 8.3. Провода и способы защиты от аварийных режимов
- 8.4. Потери напряжения в электрических сетях автомобиля
- 8.5. Принципы построения схем электрооборудования автомобилей
- Вопросы для самоконтроля
- Список литературы