logo search
SEiAAT-Lekts-Yutt_pol

7.3. Звуковые сигналы

Звуковые сигналы предназначены для обеспечения безопасно­сти движения автомобилей и служат для оповещения пешеходов и других водителей о присутствии транспортного средства. На авто­мобилях применяют электрические вибрационные и пневматиче­ские звуковые сигналы.

Электрические звуковые сигналы подразделяются на тональные и шумовые. Тональные звуковые сигналы выполняются с рупорным резонатором, а шумовые - с дисковым. Сигналы рассчитаны для ра­боты в сети постоянного тока с номинальным напряжением 12 или 24 В в повторно-кратковременном режиме с продолжительностью включения 20% от цикла (продолжительность цикла 5 с). На боль­шинстве автомобилей устанавливают комплект из двух звуковых сигналов - одного низкого и одного высокого тона, а для легковых автомобилей высшего класса из трех сигналов - одного низкого и двух высокого тона. Сигналы комплекта настраиваются в гармони­ческий аккорд и звучат одновременно.

Рис. 7.7.

Электрический звуковой сигнал С303-Г (рис. 7.7) состоит из штампованного стального корпуса 1, к которому прикреплены сердечник 4, пластина 3 неподвижного контакта и пружинящая пластина 7 с кон­тактом. Между корпусом 1 и резонатором 12 зажата мембрана 11, выполненная из легированной закаленной стали, к которой присое­динены якорь 10 со штифтом 5. Обмотка электромагнита 9 включе­на последовательно контактам 6 прерывателя, зазор между кото­рыми регулируется гайками 2. Параллельно контактам прерывателя включен резистор 8 для уменьшения искрения. Контакты 6 прива­рены к пластинам и нормально замкнуты.

При замыкании цепи обмотки 9 электромагнита сердечник 4 намагничивается и притягивает к себе якорь 10, что в свою очередь вызывает прогиб мембраны 11. Якорь 10 через штифт 5 воздейст­вует на упругую пластину 7 и вызывает размыкание контактов 6. В результате этого происходит размыкание электрической цепи элек­тромагнита, сердечник и якорь размагничиваются, а мембрана 11 за счет своей упругости принимает прежнюю форму и отводит якорь от сердечника. Контакты 6 вновь замыкаются, и работа сигнала по­вторяется. Колебания воздуха, вызванные мембраной, обеспечи­вают получение определенной частоты звучания (200...400 Гц). По­лучение звука необходимого тембра и тона зависит от размеров мембраны, дискового резонатора, а также от длины и конфигурации рупорного резонатора. Чем короче рупор и толще мембрана, тем выше тон сигнала.

Рис. 7.8.

На рис. 7.8. представлена конструкция выключателя безрупорного сигнала. Он состоит из: 1 - провод; 2 - вывод; 3 - подвижная контактная скоба; 4 - пружина; 5 - ланель; 6- кнопка включения звукового сигнала; 7- рулевое колесо; 8 - ступица рулевого колеса; 9 - контактное кольцо; 10 - изоляционное кольцо; 11 - вал рулевого колеса

При установке на автомобиле двух или более сигналов ток, проходящий через контакты кнопки включения сигнала, может достигать 20...25 А, что может нарушить ее работу. Для разгрузки контактов кнопки сигнала применяется электромагнитный выключа­тель, называемый реле сигналов (рис. 7.9). При нажатии на кнопку ток проходит по обмотке 4 реле, сердечник намагничивается, при­тягивает якорь 3 и контакты 2 замыкаются. Замыкание контактов реле обеспечивает подключение сигналов 1 к источнику питания электрической энергии, и тем самым ток, проходящий через контак­ты кнопки включения сигнала 5, оказывается небольшим, необхо­димым только для намагничивания сердечника.

Рис. 7.9.