logo
Лекция итог

3.2 Характеристика и классификация погрузочно-разгрузочных пунктов

Погрузочно-разгрузочным пунктом называется объект, где принимают и отправляют, подготавливают, сортируют, погружают, разгружают грузы и оформляют документы. По виду выполняемых работ пункты подразделяются на погрузочные, где выполняются только погрузочные работы, например, карьер; разгрузочные, где выполняется только разгрузка, например отвал, и погрузочно-разгрузочные, где выполняются оба вида работ.

В зависимости от времени действия — на постоянные, сезонные и временные. На постоянных грузопунктах погрузочно-разгрузочные работы выполняются регулярно в течение длительного времени. К таким пунктам относятся различные предприятия, торгово-оптовкые базы, металлобазы, элеваторы и т.п. На сезонных грузопунктах работы выполняются в определенный промежуток времени, как правило, в одно и то же время (сезон) каждый год зерноочистительный ток, пункты по переработке сельхозпродукции и т.п.). Временные грузопункт осуществляют работу в течение небольшого отрезка времени.

Погрузочно-разгрузочные пункты располагаются на про­мышленных и сельскохозяйственных предприятиях, строительных площадках, в снабженческо-сбытовых организациях, а Также на грузовых автомобильных и железнодорожных станциях, в портах, пристанях, аэропортах.

Основными элементами постоянно действующих погрузочно-разгрузочных пунктов являются: закрытое или откры­тое складское хозяйство, весовые устройства, погрузочное разгрузочные средства (механизмы, приспособления и такелажный инвентарь), сеть подъездных путей к местам погрузки-разгрузки, наружное освещение, служебные и бытовые помещения, средства связи.

Весовое хозяйство погрузочно-разгрузочного пункта дол­жно иметь товарные весы (для взвешивания отдельных частей груза), автомобильные (для взвешивания автомобиля с грузом и без него) или тензометрические (взвешивание автомобиля без его остановки на скорости до 3 км/ч). Масса груза при взвешивании на автомобильных весах равняется разности между общей массой автомобиля с грузом и массой автомобиля до погрузки (или после разгрузки). Подъездные пути должны иметь твердое покрытие (включая площадки для временной стоянки) и содержаться в исправном состоянии.

Чтобы обеспечить требуемую производительность, погрузочно-разгрузочный пункт оборудуется необходимым числом постов — площадок, на которых выполняется непосредственно погрузка или разгрузка. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ механизированным способом погрузднно-разгрузочные посты оснащают соответству­ющими грузоподъемными машинами.

Группа территориально объединенных постов на пункте образует погрузочно-разгрузочный фронт. Одним из основных его параметров является длина, которая зависит от характера расстановки подвижного состава: она бывает поточ­ной (боковой), торцевой (поперечной) и ступенчатой (под углом к фронту погрузочно-разгрузочных работ).

Поточная расстановка позволяет осуществлять погрузочно-разгрузочные работы через боковой борт, значительно больший, чем задний, что позволяет увеличить производительность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. К тому же этот способ расстановки сводит к минимуму затраты времени на маневрирование подвижного со­става. Поточная расстановка наиболее эффективна при погрузке-разгрузке автопоездов. Недостатком этого способа является чрезмерно большая длина фронта даже при незначительном количестве постов.

Рисунок 61 – Поточная растановка автомобилей

При торцевом способе на определенной длине фронта можно расположить большее число автомобилей. Однако такая расстановка предполагает дополнительный маневр автомобиля задним ходом. Разгрузка производится через задний борт. Этот способ является единственным возможным при разгрузке большинства марок автомобилей-самосвалов.

Рисунок 62 – Торцевая растановка автомобилей

Ступенчатая расстановка позволяет выполнять погрузочно-разгрузочные работы через, задний и боковой борта одновременно, что способствует снижению времени простоя под погрузочно-разгрузочными работами. Однако данному способу расстановки подвижного состава свойственны увеличенные затраты времени на маневрирование, так как по­дача автомобиля осуществляется задним ходом и осложняется тем, что водителю необходимо следить не только за задним габаритом, но и за обоими боковыми, т.е. постановка автомобиля на пост равнозначна постановке его в бокс задним ходом.

Рисунок 63 – Ступенчатая растановка автомобилей

Длины погрузочно-разгрузочных фронтов определяются по следующим формулам:

- при боковой расстановке

- при торцевой

- при ступенчатой

где - количество автомобилей одновременно находящихся под погрузкой-разгрузкой (количество постов);

- длина автомобиля;

- ширина автомобиля;

и - расстояние между автомобилями при боковой и торцевой схемах;

- угол между продольными осями автомобилей и площадкой не < 1,5 м.