logo
Лекция итог

4.6 Характеристика тарно-упакованных грузов

К штучным грузам относят грузы, которые перевозят и хранят в виде отдельных мест или в пакетах, упакованных в тару или перевозить без тары.

По размерам, форме, весу, виду упаковки и тары штучные грузы чрезвычайно разнообразны. Для выбора способа транспортировки и механизации перегрузки штучных грузов их можно разделить на сле­дующие группы:

1) грузы в ящиках, мешках, бочках, кипах, тюках;

2) бестарные мелкие грузы — металл в слитках, кирпич, проволо­ка в кругах, автомобильные покрышки, строительные детали;

3) грузы на поддонах и в пакетах;

4) грузы в контейнерах;

5) длинномерные грузы — рельсы, прокат, металлические и же­лезобетонные конструкции;

6) тяжеловесные грузы — машинное оборудование, кабельные барабаны и т. п.;

7) катучие грузы — автомобили, тракторы, прицепы, контейнеры

и др.

По условиям перевозки и хранения штучные грузы делят на три группы:

1) грузы, перевозимые в открытых транспортных средствах и хра­нящиеся на открытых площадках;

2) грузы, которые боятся влияния атмосферных осадков и солнца и для хранения и перевозки которых требуются крытые склады и крытые транспортные средства;

3) скоропортящиеся грузы, допускающие перевозку в изотерми­ческих вагонах, рефрижераторных судах и хранящиеся в складах-холодильниках.

Кроме того, выделяют опасные и легкогорючие грузы, которые перевозят, перегружают и хранят по особым правилам.

Штучные грузы перевозят с поштучной ук­ладкой отдельных мест, в пакетах и контейнерах.

Поштучная перевозка грузов позволяет лучше использовать гру­зоподъемность судов и вагонов, не требует затрат на пакетирующие средства, но имеет крупные недостатки: при поштучной перевозке невозможна комплексная механизация перегрузочных работ, вслед­ствие чего требуется большое количество рабочих для формирования и расформирования подъемов; недостаточна интенсивность перегрузоч­ного процесса; часто происходят повреждения грузов.

Пакетные перевозки позволяют комплексно механизировать гру­зовые работы, значительно уменьшить трудоемкость и себестоимость перегрузочных работ, а также ускорить обработку транспортных средств.

К недостаткам пакетных перевозок относятся снижение исполь­зования грузоподъемности транспортных средств из-за менее плотной укладки, поскольку часть объема занимается поддонами и проклад­ками; возможность пакетизации только однородных грузов; дополни­тельные затраты на средства пакетизации, а в ряде случаев и на воз­врат их к месту загрузки порожнем.

Перевозки тарно-упакованных грузов занимают первое место среди грузовых автомобильных перевозок. Можно выделить две основные технологии, используемые при перевозке тарно-упакованных грузов:

– помашинные отправки;

– мелкопартионные отправки.

При помашинных отправках используется универсальный ПС. В зависимости от требований к защите груза от внешних воздействий могут использоваться бортовые АТС, универсальные и специализированные фургоны или контейнеры.