logo
Лекция итог

3.6 Влияния расстояния перевозки груза на производительность транспортных средств

Из сказанного выше следует, что проблема повышения производительности автомобилей обязывает обращать внимание на поведение автомобиля как во время его движения, так и во время простоя под погрузкой-разгрузкой. Однако условия эксплуатации могут складываться таким образом, что на первом плане оказывается задача увеличения скорости движения, тогда как при других условиях более существенным является сокращение продолжительности простоя.

Влияние продолжительности простоя на выработку автомобиля находится в самой тесной зависимости от величины такого важного эксплуатационного показателя, каким является длина ездки автомобиля с грузом. В самом деле, если расстояние между пунктами погрузки и выгрузки груза очень велико, продолжительность ездки о грузом также может достигать значительной величины, но более крупным слагаемым в данном случае будет время в движении.

Поэтому добиться того, чтобы автомобиль в этих условиях выполнял большее количество ездок, что привело бы к увеличению его производительности, можно прежде всего благодаря сокращению времени движения, в частности ценой серьезного увеличения скорости движения.

Иначе обстоит дело, когда перевозки грузов совершаются на небольшие расстояния. При такого рода перевозках продолжительность простоя под погрузкой-разгрузкой может в несколько раз превышать время движения автомобиля.

Таблица 4 – Повышение производительности автомобиля ГАЗ-53А по мере сокращения времени простоя в пунктах погрузки и выгрузки (в тоннах перевезенного  груза за 1 ч работы на линии).

Наименование показателей

Время простоя в пунктах погрузки и выгрузки (ч/ездку)

1,0

0,5

0,2

0,1

1,0

0,5

0,2

0.1

Вариант 1. Дальность ездки с грузом –2,5 км

Вариант 2. Дальность ездки с грузом –25,0 км

Время в движении (с учетом коэффициента использования пробега), ч/ездку

0,2

0,2

0,2

0,2

2,0

2,0

2,0

2,0

Суммарное время ездки, ч 

1,2

0,7

0,4

0,3

3,0

2,5

2,2

2,1

Число ездок, выполнен-ных в течение часа

0,8

1,4

2,5

3,3

0,33

0,40

0,45

0,48

Производительностьавтомобиля, т/ч

3,2

5,6

10,0

13,3

1,33

1,6

1,8

1,9

Рост производительности, %

100

165

312

416

100

120

136

143

Увеличение скорости движения в этом случае приведет к еще большему уменьшению доли времени движения в общей продолжительности одной ездки, но сокращение этой суммарной продолжительности будет сравнительно незначительным.

Поэтому в данных условиях решающая роль будет принадлежать сокращению продолжительности простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, поскольку радикальные меры, направленные на сокращение простоя, способствуя существенному уменьшению общей продолжительности ездки автомобиля с грузом, в конечном счете приведут к увеличению его производительности.

Задавшись целью проследить, как изменяется производительность грузового автомобиля в зависимости от сокращения времени его простоя в пунктах погрузки и выгрузки, рассмотрим конкретный пример, в котором подвергается исследованию работа автомобиля в течение 1 ч в двух различных по расстоянию перевозок вариантах.

Результаты исследования приводятся в таблице 4, при составлении которой использованы следующие исходные данные: грузоподъемность автомобиля 4 т (автомобиль ГАЗ-53А), средняя техническая скорость движения 25 км/ч, коэффициенты использования грузоподъемности и пробега соответственно 1 и 0,5, -расчетные расстояния перевозки (дальность ездки) 2,5 км (вариант 1) и 25 км (вариант 2).

Таблица 4 и построенная на ее основе диаграмма (рисунок 64) наглядно свидетельствуют о той роли, которую играет сокращение простоя подвижного состава автомобильного транспорта под погрузкой и выгрузкой, способствуя достижению высоких эксплуатационных показателей его работы. Стоит сократить простой с одного часа до получаса и производительность автомобиля (см. вариант 1) возрастет на 65%. Борьба за дальнейшее уменьшение продолжительности простоя дает еще более поразительные результаты: если время простоя удастся снизить до 12 мин (0,2 ч), это обеспечит более чем трехкратное повышение производительности автомобиля; при дальнейшем сокращении простоя до 6 мин—более чем четырех кратное. Нижняя половина таблицы 1, относящаяся ко второму из сравниваемых вариантов, подтверждает зависимость   производительности автомобиля от времени простоя под погрузкой-разгрузкой.

Рисунок 64 – Зависимость производительности грузового автомобиля от продолжительности простоя  в пунктах  погрузки и выгрузки.  

Однако заложенная в расчеты по варианту 2 дальность ездки автомобиля  25 км, значительно превышающая расчетную дальность для варианта 1, отразилась на результатах расчетов; как и следовало ожидать, в этом варианте влияние сокращения времени простоя  на производительность автомобиля оказалось менее ощутимым. Особенно заметно это на диаграмме (рисунок), где из двух кривых нижняя, соответствующая длине ездки 25 км, значительно слабее реагирует на изменение продолжительности простоя по сравнению с верхней кривой, характеризующей исследуемую функциональную зависимость при дальности ездки 2,5 км