logo
Лекция итог

2.11 Стационарные и передвижные автомобили – разгрузчики

Автомобилеразгрузчик, автомобилеопрокидыватель, устройство для выгрузки сыпучих грузов из кузовов бортовых автомобилей. Автомобилеразгрузчик бывают стационарные и передвижные (в т. ч. самоходные), тупиковые и проездные.

Стационарные автомобилеразгрузчики обычно применяются на элеваторах (для зерна), самоходные — на зерноочистительных токах, перегрузочных площадках для гравия, щебня и др. По принципу действия различают автомобилеразгрузчики с гидравлической или механической системой подъёма. Для разгрузки автомобиль заезжает на платформу автомобилеразгрузчика, оборудованную устройством для наклона на угол, обеспечивающий саморазгрузку. Для фиксации автомобиля во время наклона на платформе имеются выступы или упоры для колёс. Наклон автомобиля производится назад или на боковую сторону. Автомобилеразгрузчики могут разгружать одиночные автомобили и автопоезда (с расцепкой или без неё). Грузоподъёмность автомобиляразгрузчика 10- 30 т, продолжительность цикла разгрузки одного автомобиля 1,5-2,5 мин, автопоезда с одним прицепом 2,5-4 мин. Максимальный угол наклона платформы 38°. Мощность электродвигателей 10-22 кВт.

 

Рисунок 49 – Автомобилеразгрузчик с гидравлической системой подъёма: 1 — опорная рама; 2 — платформа; 3 — гидропривод; 4 — гидравлический цилиндр.

.

Рисунок 50 – Схемы разгрузки а — под разгрузкой автомобиль из состава автопоезда; 6 — вторым разгружается прицеп юл

Весьма своеобразна конструкция автомобилеразгрузчика модели А-101, в основе которой использован вилочный погрузчик 4045. Плат­форма автомсбялеразгрузчика А-101 может принимать наклонное положение благодаря тому, что на погрузчике 4045 вилочный захват заменяется навесным приспособлением с двумя гидроцилиндрами, дополнительно включаемыми в гидравлическую систему автопогруз­чика (рис. 5.8). Процесс разгрузки автомобиля общей массой до 8 т занимает не более 2 мин, автопоезда — не более 4 мин.

Рисунок 51 – Передвижной автомобилеразгрузчик А-101

Чем же объясняется самый факт массового применения на эле­ваторах автомобилеразгрузчиков и отказ от использования для до­ставки зерна на отдаленные элеваторы саморазгружающегося подвиж­ного состава?

Экономическая подоплека этого явления заключается в той осо­бенности любого автомобиля-самосвала (если сравнивать его с одно-базовым бортовым автомобилем), что у него снимается некоторая часть полезной грузоподъемности в связи с установкой дополнительного самосвального механизма. При коротких расстояниях перевозки и большом количестве рейсов за сутки такая частичная утрата полезной грузоподъемности не играет особой роли, так как автомобиль-само­свал, сэкономив значительное время на сокращении простоя под раз­грузкой, обеспечивает сменную или суточную выработку, превосходя­щую выработку бортового автомобиля. Однако по, мере увеличения расстояния перевозки и сокращения числа ездок, выполняемых за сутки или за смену, достигнутая автомобилем-самосвалом экономия времени уменьшается, а разница в грузоподъемности становится все более ощутимой. При расстояниях перевозки свыше 10—15 км авто­мобиль-самосвал начинает уступать в производительности однобазо-вому бортовому автомобилю, а чем больше растет расстояние пере­возки, тем проигрыш в производительности все более увеличивается. Расстояние, при котором производительность автомобиля-само­свала и однобазового с ним бортового автомобиля оказывается равно­великой, и которое принято называть равноценным, может быть оп­ределено по следующей формуле:

где – номинальная грузоподъемность самосвала, т

– номинальная грузоподъемность однобазового бортового автомобиля, т

– продолжительность простоя автомобиля-самосвала под погрузкой-разгрузкой на одну ездку, ч;

– продолжительность простоя бортового автомобиля под погрузкой-разгрузкой на одну ездку, ч;

– техническая скорость движения, км/ч;

– коэффициент использования пробега.