logo
Лекция итог

5.9 Проектирование контейнерного терминала

Тип контейнерного терминала, его размеры и выполняемые функции устанавливаются при его проектировании на основании предварительно проведенных маркетинговых исследований экономики соответствующего региона, транспортного узла, характера грузополучателей и грузоотправителей и других факторов.

Контейнерные терминалы размещают на горизонтальных участках и оснащают подъездными и внутриплощадочными железными и автомобильными дорогами, ливневой канализацией, устройствами освещения, пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации, внешней, внутренней и диспетчерской громкоговорящей связи, автоматизированными системами учета прибытия, выдачи и хранения контейнеров и т.д. Длина выставочных и погрузочно-разгрузочных железнодорожных путей должна соответствовать размерам грузопотока и согласовываться со станцией примыкания.

Внутренние железнодорожные пути должны иметь радиусы кривых участков не менее 200 м, а автодороги — не менее 10... 12 м. Для врезки стрелочного перевода в железнодорожном пути необходим прямой участок длиной около 30...40 м. Рекомендуется предусматривать кольцевое одностороннее движение автотранспорта по терминалу с направлением против часовой стрелки (для безопасного движения автомобилей с левосторонним расположением руля). Желательно избегать или делать как можно меньшим число пересечений автомобильных и железнодорожных внутренних путей.

Портовые контейнерные терминалы оснащаются также автоматизированным перегрузочным оборудованием, предназначенным для работы на складских площадках.

По данным иностранных компаний, автоматизация управления работой козловых перегружателей и контейнеров позволила увеличить пропускную способность терминалов, на которых они применяются, на 30% и устранить повреждения контейнеров, возникающих в процессе выполнения перегрузочных работ. По мнению зарубежных специалистов, будущее за перегрузочными машинами нового поколения и автоматизированными комплексами

При всех технологических схемах механизированной перегрузки крупнотоннажных контейнеров вдоль оперативной площадки организуется движение автомобилей-контейнеровозов. На оперативной площадке причального фронта выгруженные с судна контейнеры размещаются между опорами пролетного строения перегружателя. Во время разгрузки верхней палубы все контейнеры перемещают только в одну сторону. Автомобили-контейнеровозы убирают контейнеры с оперативной площадки на сортировочную. При обработке ячеек трюма выгрузка и погрузка контейнеров совмещаются во времени.

Сортировочная площадка, расположенная за площадкой причального грузового фронта, занимает 50-60% территории терминала. Отсортированные по типу, массе и направлению следования морем контейнеры, подлежащие отгрузке на очередные суда, устанавливают в два яруса, а выгруженные с судна контейнеры - в один ярус. В штабеле в один ярус устанавливаются 240 контейнеров.

Выгруженные с судна контейнеры отправляются с сортировочной площадки или с тылового склада по железной дороге и автотранспортом, а при отсутствии на станции назначения контейнерного пункта доставляются на склад перекомплектации, где выгружаются, а их грузы отправляются получателям в обычной таре и упаковке. Одновременно контейнеры, подлежащие погрузке на судно, принимаются и сортируются на сортировочной площадке. Для облегчения работы и учета, т. е. установки и поиска контейнеров, сортировочная площадка размечается линиями в продольном и поперечном направлениях. Пользуясь ими, определяют трассы движения автопогрузчиков и координаты места установки контейнеров. Каждому контейнеро-месту присваивается свой кодовый номер. Одной технологической линией морского грузового фронта в составе причального перегружателя и трех автомобилей-контейнеровозов в среднем за 1 ч осуществляется погрузка на судно и выгрузка с него 24-30 контейнеров.

Складская площадка, обычно располагаемая между сортировочной площадкой и железнодорожно-автомобильными грузовыми фронтами, служит для приема всех контейнеров, поступающих наземными видами транспорта для дальнейшего следования в морских судах. На ней хранятся также резервные контейнеры и автополуприцепы. Для облегчения сортировки контейнеров на складской площадке они не подвергаются штабелированию, т. е. установки один на другой в два яруса и больше. Рефрижераторные контейнеры устанавливаются на отведенной для них площадке, где имеются штепсельные разъемы для подключения их в электросеть.

На железнодорожном грузовом фронте перегрузка контейнеров ведется козловыми кранами. В зоне их работы на оперативной площадке шириной 20-30 м под пролетом крана укладывается не менее трех железнодорожных путей. Длина грузового фронта определяется длиной причала, местоположением крытого склада и схемой примыкания путей терминала к общепортовым железнодорожным путям. Контейнеры, подлежащие погрузке автомобилями-контейнеровозами, устанавливаются под углом 30-90° к железнодорожным путям. С поданных вагонов-платформ контейнеры выгружают на площадки, а на их место устанавливают контейнеры, доставленные с причала для дальнейшего следования по железным дорогам. Под консолью крана, обращенной в сторону тыла, располагают контейнеры для погрузки на автотранспорт или выгрузки контейнеров с них. Общая длина железнодорожных путей должна быть достаточной для размещения на них вагонов, прибывших под выгрузку в одном маршрутном контейнерном поезде. Работа кранов в основном состоит из перемещения контейнеров с вагонов на площадку и с площадки в вагоны. Вместимость площадки, размещаемой вдоль железнодорожного фронта работы, должна быть не менее вместимости поезда.

Автомобильный грузовой фронт при небольшом объеме обработки автотранспорта размещается рядом с железнодорожным. При этом оперативная площадка автомобильного грузового фронта располагается за тыловой ниткой крановых путей козлового крана. Автомобильный грузовой фронт может размещаться отдельно, в тылу, в районе въезда на терминал.

Склад комплектации контейнеров размещается в тыловой части терминала. На контейнерных терминалах в действующих морских портах обычно отсутствует резервная площадь для строительства складов комплектации. Поэтому для загрузки и разгрузки контейнеров приходится использовать крытые склады соседних причалов. Полы складов комплектации могут находиться на уровне покрытия причала или несколько выше его. Если мелкопартионные грузы поступают в порт по железной дороге, то прирельсовые склады имеют пол на уровне пола вагонов, что необходимо для работы в них вилочных погрузчиков. Склады комплектации, обслуживаемые портальными погрузчиками, могут иметь рампу со стороны железной дороги с полом в уровне пола вагона.

В целях соблюдения правил охраны труда, техники безопасности выполнения грузовых операций и сохранности груза въезд автомобилей-контейнеровозов в портовые склады комплектации не допускается. При проектировании складов комплектации учитывают также требования таможенной инспекции. Вместимость (емкость) складов комплектации зависит от размеров грузооборота терминала и доли в нем контейнеров, перевозимых по схеме "от двери до двери". Склад комплектации с размерами в плане 36 х 40 м при односменной работе обеспечивает переработку 48 контейнеров.