2.4 Технико-эксплуатационные показатели погрузочно-разгрузочных машин
При разработке и выборе схем механизированной перегрузки грузов необходимо учитывать следующие показатели машин:
• эксплуатационные (производительность, энергоемкость, материалоемкость, трудоемкость, область применения);
• надежность;
• степень технологичности;
• уровень стандартизации;
• патентно-правовые;
• эргономические;
• эстетические;
• экологические;
• безопасности;
• экономические (эксплуатационные расходы, капитальные вложения, себестоимость переработки груза).
Энергоемкость машины характеризуется удельным расходом энергии, затрачиваемой на переработку единицы груза, и определяется как отношение расхода энергии к объему груза (г, шт, м3), перерабатываемого за определенный промежуток времени.
Металлоемкость (материалоемкость) машины или установки характеризуется массой материалов, затраченных на ее изготовление в тоннах, отнесенных к производительности машины (т/ч) или номинальной грузоподъемности (т).
Трудоемкость определяется как отношение общего количества человек, обслуживающих машину, к эксплуатационной производительности данной машины (т/ч).
Область применения - технические возможности использования машины в узкоспециализированных условиях по роду груза и месту его переработки или возможность универсального или специального применения.
Надежность машин. Надежностью машины называется ее свойство сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, харак1еризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.
Степень технологичности. Показатель характеризующий эффективность конструкционно-технологических решений с точки зрения обеспечения высокой производительности труда при обслуживании и ремонте машины.
Показатели стандартизации и унификации. Эти показатели характеризуют уровень использования в продукции стандартных, унифицированных и оригинальных составных частей, а также уровень унификации с другими изделиями.
Стандартными являются составные части изделия, выпускаемые по государственным стандартам.
Унифицированными являются составные части изделия, выпускаемые по стандартам предприятия и используемые хотя бы в двух различных изделиях.
Оригинальными являются составные части изделия, разрабатываемые только для данного изделия.
Патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции.
Показатели патентной защиты характеризуют защиту продукции авторскими свидетельствами в стране и патентами в странах предполагаемого экспорта или продажи лицензий на отечественные изобретения. Они позволяют судить о воплощении в продукции отечественных технических решений, признанных изобретениями в стране и за рубежом.
Эргономические показатели характеризуют систему человек - машина - среда и учитывают комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах.
Гигиенические показатели характеризуют соотверствие гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с изделием и определяют уровни температуры, влажности, атмосферного давления, освещенности, запыленности, токсичности, шума, вибрации, перегрузок, напряженности магнитного и электрического полей, излучения.
Антропометрические показатели определяют соответствие рабочих мест форме, размерам и массе тела человека, взаимодействующего с машиной. Антропометрические данные используются для рационального устройства рабочих мест.
Физиологические и психофизиологические показатели характеризуют соответствие изделия силовым, скоростным, зрительным, слуховым и осязательным возможностям человека.
Психологические показатели характеризуют соответствие изделия возможностям восприятия и переработки информации и возможностям закрепления вновь формируемых или уже приобретенных навыков работы.
Высокие эргономические показатели обеспечивают не только культуру и охрану труда, но и резко влияют на повышение производительности труда и надежность работы машин.
Эстетические показатели характеризуют эстетические свойства машин: информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида продукции.
Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при использовании машин. Необходимость учета экологических показателей при оценке качества машин основывается на анализе процесса их использования с целью выявления возможности механических, акустических, тепловых, химических, радиационных, биологических и других вредных воздействий на окружающую природную среду.
Показатели безопасности характеризуют особенности, обуславливающие безопасность человека при эксплуатации машин. Безопасность человека обеспечивается при использовании, хранении, транспортировании, монтаже, обслуживании и ремонте машин от механических, акустических, тепловых, электрических, химических воздействий, от радиоактивных излучений и т.д. в нормальных условиях и при возникновении аварийных ситуаций в зоне возможной опасности.
Экономические показатели. К экономическим показателям относятся: капитальные вложения, удельные капитальные вложения, эксплуатационные расходы, себестоимость переработки груза.
Капитальные вложения - расходы на создание системы, обеспечивающей выполнение необходимых технологических операций по погрузке, выгрузке транспортных средств, хранению и перемещению груза в складе.
Эксплуатационные расходы - расходы по содержанию и обеспечению функционирования всего комплекса устройств, занятого выполнением погрузочно-разгрузочных и складских работ с одним или несколькими родами груза.
Удельные капитальные вложения - капитальные вложения, отнесенные на единицу перегружаемого груза.
Себестоимость переработки груза — совокупность всех эксплуатационных расходов, приходящихся на единицу перегружаемого груза.
Большинство эксплуатационных параметров является групповыми, т.е. характеризует определённую группу погрузочно-разгрузочных машин.
Для машин с рабочим органом прерывного (циклического действия) важнейшим параметром является:
а) грузоподъёмность, т.е. наибольшая масса груза, которая может быть поднята машиной при сохранении необходимого запаса устойчивости. В величину грузоподъёмности включают непосредственную массу груза и вес грузозахватных приспособлений и устройств;
б) скорость подъёма и опускания груза;
в) скорость горизонтального перемещения рабочего органа либо всей машины с грузом или без груза.
Для экскаватора, одноковшовых погрузчиков, механизмов со стрелой:
а) вылет;
б) длина стрелы.
Вылет стрелы – это расстояние от оси вращения кранового оборудования до вертикальной оси, проходящей через точку подвеса.
Длина стрелы – это расстояние между центрами оси пяты стрелы и оси кольцевого блока.
Параметры вилочных авто - электро погрузчиков:
Максимально допустимое расстояние от центра тяжести груза до спинок вил при полном использовании грузоподъёмности (данный параметр важен при определении возможности подъёма груза с известными геометрическими параметрами).
Максимальный радиус поворота погрузчика (характеризует маневренность и потребные размеры участка склада для разворота).
Для некоторых машин устанавливаются дополнительные параметры:
Для бункеров – величина внутреннего объёма и размер выпускного отверстия.
Для зернопогрузчиков – ширина захвата.
- Содержание
- Тема 1. Введение в дисциплину 5
- Тема 2. Средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ 19
- Тема 3. Основы технологии и организации погрузочно-разгрузочных работ 102
- Тема 4. Комплексная механизация и автоматизация выполнения погрузочно-разгрузочных работ 125
- Тема 5. Основы проектирования объектов транспорта 187
- 1.2 Исторические этапы совершенствования погрузочно-разгрузочных работ на транспорте
- 1.3 Основные принципы работы машин и механизмов
- 1.4 Принцип работы простейших грузоподъемных механизмов
- 2.2 Классификация погрузочно-разгрузочных машин
- 2.3 Принципиальные схемы работы погрузочно-разгрузочных машин и механизмов
- 2.4 Технико-эксплуатационные показатели погрузочно-разгрузочных машин
- 2.5 Устойчивость самоходных машин, ее виды и методика определения
- 2.6 Производительность погрузочно-разгрузочных машин и ее виды
- 7. Определение производительности погрузочно-разгрузочных машин
- 2.8 Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, позволяющие работать с тарно-упакованными грузами
- 2.8.1 Вилочные погрузчики
- 2.8.2 Подъемные краны. Классификация, область применения.
- 2.8.3 Назначение и основные типы грузозахватных устройств
- 2.8.4 Универсальные грузозахватные приспособления
- 2.8.5 Захваты
- Захваты зажимного типа (захват-струбцина)
- Клещевые захваты
- Захват клещевой для подъема цилиндрических деталей в горизонтальном положении
- 2.9 Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, предназначенные для работы с навалочными грузами
- 2.9.1 Экскаваторы
- 2.9.2 Самоходные одноковшовые погрузчики.
- 2.9.3 Грузоподъемные приспособления для навалочных грузов
- 2.10 Погрузочно-разгрузочные машины непрерывного действия
- 10.1. Классификация машин и механизмов непрерывного действия
- 2.10.2 Конвейеры. Конструкция и область применения.
- 2.10.3 Погрузчики непрерывного действия
- 2.10.4 Многоковшовые экскаваторы
- 2.10.5 Вспомогательные механизмы машин непрерывного действия
- 2.11 Стационарные и передвижные автомобили – разгрузчики
- 2.12 Пневмотранспортные установки
- 2.13 Установки гидравлического транспорта
- 2.14 Погрузочно-разгрузочные машины для сельскохозяйственных грузов
- 2.15 Автомобили-самопогрузчики
- 3.2 Характеристика и классификация погрузочно-разгрузочных пунктов
- 3.3 Пропускная способность погрузочно-разгрузочных пунктов
- 3.4 Элементы простоя автомобильных транспортных средств под погрузочно-разгрузочными операциями
- 3.5 Влияние продолжительности простоя в пунктах погрузки и выгрузки грузов на производительность транспортных средств
- 3.6 Влияния расстояния перевозки груза на производительность транспортных средств
- 3.7 Влияние интенсивности грузопотоков и продолжительности простоя пс в пунктах погрузки-разгрузки на потребность в средствах механизации.
- 3.8 Методы и организация прр в смешанных перевозках с использованием различных видов транспорта.
- 3.9 Механизация погрузочно-разгрузочных работ при контейнерных перевозках грузов
- 3.10 Механизация погрузочно-разгрузочных работ при пакетных перевозках грузов
- 4.2 Краткая характеристика, способы перевозки и хранения навалочных грузов
- 4.3 Типовые схемы механизации складов навалочных грузов, поступающие по железной дороге
- 4.4 Схемы комплексной механизации перегрузки навалочных грузов в портах
- 4.5 Основные условия обеспечения эффективной работы экскаваторов и автомобилей- самосвалов
- 4.6 Характеристика тарно-упакованных грузов
- 4.7 Схемы комплексной перегрузки тарно-упакованных грузов в портах
- 4.8 Схемы комплексной перегрузки тарно-упакованных грузов на железнодорожных станциях
- 4.9 Особенности ведения погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве
- 4.10 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ с зерновыми культурами
- 4.11 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке свеклы
- 4.12 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке картофеля, овощей и фруктов
- 4.13 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозке живности
- 4.14 Предназначение и работа контейнерных терминалов
- 4.15 Классификация и назначение складов
- 4.16 Основные показатели складской деятельности
- 4.17 Определение эффективности складирования
- 4.18 Механизация и автоматизация выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складах
- 4.19 Средства механизации на контейнерном терминале
- 4.20 Оптимизация труда и технического нормирования при прр. Научная организация труда при прр (нот)
- 4.21 Обеспечение техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
- 5.2 Этапы проектирования
- 5.3 Разработка технико-экономических обоснований (тэо)
- 5.4 Выбор и оценка вариантов проектных решений
- 5.5 Сравнение вариантов по сроку окупаемости
- 5.6 Генеральный план
- 5.7 Проектирование грузовых станций
- 5.8 Проектирование пассажирских вокзалов и станций
- 5.9 Проектирование контейнерного терминала
- 5.10 Расчет площадей погрузочно-разгрузочных площадок
- 10. Проектирование трамвайных линий
- 5.11 Проектирование троллейбусных линий
- 5.12 Проектирование автомобильных стоянок
- 5.13 Проектирование линий метрополитена
- Заключение