4.5 Основные условия обеспечения эффективной работы экскаваторов и автомобилей- самосвалов
При подборе автомобилей-самосвалов к экскаватору руководствуются прежде всего соотношением между вместимостью грузовой платформы автомобиля-самосвала и вместимостью ковша экскаватора. От величины этого соотношения зависит число рабочих циклов экскаватора, необходимое для полной загрузки автомобиля-самосвала, а следовательно, и продолжительности его простоя под погрузкой.
Количество ковшей экскаватора, необходимое для загрузки кузова самосвалов различной грузоподъемности (при полном ее использовании), зависит от вместимости ковша, плотности грунта, грузоподъемности самосвала.
Объем навалочного груза, который может быть перевезен в АТС, необходимо рассчитывать по формуле, учитывающей объем «шапки», образующейся над верхней поверхностью открытого кузова:
,
где – геометрический объем кузова;
– ширина кузова;
– угол естественного откоса груза в движении
Максимальная масса перевозимого груза составит: ,
где ρ – плотность груза.
Если , то объем кузова не может быть использован полностью и в самосвал необходимо загрузить массу груза, соответствующую его номинальной грузоподъемности объемом Vг = qн/ρ.
Если , то объем кузова недостаточен для полной загрузки данного ПС. Степень использования грузоподъемности будет определяться соотношением массы груза и номинальной грузоподъемности АТС.
Время погрузки самосвала зависит от времени цикла экскаватора и соотношения между грузоподъемностью ПС и ковша экскаватора. Для уменьшения времени погрузки желательно, чтобы вместимость ковша была кратной грузоподъемности ПС. При этом необходимо учитывать, что для уменьшения динамической нагрузки на шасси самосвала при ссыпании груза экскаватором его ковш должен находиться на высоте не более 1 м над днищем кузова. Следует соблюдать следующие соотношения между грузоподъемностью ковша экскаватора и ПС:
мягкий грунт – 3,
тяжелый или смерзшийся грунт – 4,
скальный грунт – 5.
Выбор транспортных средств производится с учетом следующих требований:
– технологические параметры самосвала (высота борта кузова и его размеры) должны соответствовать параметрам экскаватора;
– вместимость кузова самосвала должна обеспечивать погрузку не менее трех ковшей грунта (обычно 3-6 ковшей).
В зависимости от плотности в кузове самосвала помещается различный объем грунта, в свою очередь объем грунта в ковше экскаватора также зависит от плотности грунта и наполнения ковша (таблица 2).
Таблица 2 – Коэффициент наполнения ковша Кн
Плотность грунта, т/м3 | Группа грунта | Привод экскаватора | |
механический | гидравлический | ||
1,2 … 1,5 | I … II | 0,85 | 0,85 |
1,6 … 1,9 | III … IV | 0,68 | 0,77 |
2 … 2,3 | V … VI | 0,45 | 0,68 |
Коэффициент использования вместимости ковша позволяет учесть разницу между геометрическим объемом, соответствующем конструктивным размерам ковша и объемом грунта в том количестве, в котором он фактически наполняет ковш.
Таблица 3 – Классификация грунтов по трудности их разработки
Наименование и характеристика грунта | Группа грунта | Средняя плотность, кг/см2 |
Галька и гравий размером до 80 мм | I | 1700 - 1800 |
Галька и гравий размером более 80 мм с примесью булыг | II | 1900 |
Гипс мягкий | IV | 2200 |
Глина жирная мягкая или насыпная, слежавшиеся с примесью щебня или гравия до 10% | II | 1800 |
то же, с примесью щебня, гравия или булыг более 10% | III | 1950 |
Глина мореная с примесью до 30% валунов | IV | 1950 |
Глина сланцевая | IV | --- |
Глина твердая | IV | 2000 |
Глина тяжелая ломовая | III | 1900 |
Грунт растительного слоя без корней и с корнями | I | 1200 |
Грунт растительного слоя с примесью гравия, щебня или строительного мусора | II | 1400 |
Лесс естественной влажности рыхлый с примесью гравия и гальки | I | 1600 - 1800 |
Лесс отвердевший | IV | 1800 |
Мел мягкий | IV | 1550 |
Мерзлые грунты песчаные, предварительно разрыхленные | II | --- |
Мерзлые грунты глинистые и суглинистые | V | --- |
Мореные с валунами | IV | 2100 |
Опоки | IV | 1900 |
Песок всех видов, в том числе с примесью щебня, гравия или гальки | I | 1600 - 1700 |
Скальные грунты предварительно разрыхленные | VI | 1800 |
Скальные грунты не требующие разрыхления | IV | 1550 |
Солончак и солонец мягкие | I | 1600 |
Солончак и солонец отвердевшие | III | 1800 |
Суглинок легкий и лессовидный | I | 1700 |
Суглинок с примесью гравия, щебня, булыг или строительного мусора | II | 1750 - 1950 |
Супесок всех видов, в том числе с примесью гравия, щебня или строительного мусора | I | 1600 - 1900 |
Строительный мусор рыхлый и слежавшийся | II | --- |
Строительный мусор сцементированный | III | 1800 |
Торф без корней и с корнями толщиной до 30 мм | I | 600 |
Торф с корнями толщиной более 30 мм | II | 600 |
Трепел слабый | IV | 1500 |
Чернозем и каштановые земли естественной влажности | I | 1300 |
Чернозем и каштановые земли отвердевшие | II | 1200 |
Щебень всякий, а также с примесью булыг | II | 1750 - 1950 |
Шлак котельный | I | 750 |
Шлак металлургический выветрившийся | II | --- |
Шлак металлургический невыветрившийся | III | 1800 |
Потребное количество автомобилей самосвалов в составе автомобильного отряда, обслуживающего экскаватор, рассчитывают, руководствуясь принципом оптимального использования рабочего времени. Соответственно работа отряда должна быть организована так, чтобы ни один автомобиль-самосвал не простаивал в ожидании освобождения экскаватора, занятого погрузкой грунта на ранее прибывший автомобиль; естественно, что и экскаватор не должен простаивать из-за несвоевременного прибытия самосвала под погрузку. Для осуществления этого требования необходимо, чтобы первый автомобиль-самосвал, - входящий в состав отряда, совершил полный оборот, возвратился и мог вновь стать под погрузку в тот момент, когда экскаватор будет заканчивать погрузку грунта на последний автомобиль-самосвал из состава этого же отряда.
Математически это может быть выражено в виде формулы
где – суммарная продолжительность ездки одного автомобиля самосвала, ч
– продолжительность простоя автомобилей самосвала под погрузкой, ч
Но слагаемых в левой части уравнения столько, сколько автомобилей в отряде; поэтому уравнение может быть представлено следующим образом:
А отсюда
Образцовая организация движения автомобилей-самосвалов на всем пути их следования от экскаватора до места разгрузки и на обратном пути к экскаватору совершенно необходима для того, чтобы гарантировать ритмичную подачу автомобилей-самосвалов под погрузку, при которой потребное количество автомобилей-самосвалов в составе автомобильного отряда является оптимальным. Четкий ритм подачи автомобилей-самосвалов для погрузки под экскаватор легче всего обеспечить в тех случаях, когда автомобильное движение организовано по сквозному кольцевому маршруту. При кольцевом движении исключается встреча груженых и порожних автомобилей-самосвалов, упрощается маневрирование автомобиля-самосвала.
Кольцевое движение чаще всего организуют тогда, когда экскаватор типа .«прямая лопата» ведет разработку грунта в карьере боковыми уступами. При этом методе разработки автомобили-самосвалы движутся параллельно оси забоя, вдоль которой постепенно продвигается и экскаватор, меняя места стоянок. Машинист экскаватора имеет возможность работать, обеспечивая поворот платформы экскаватора на сравнительно небольшой угол (обычно 60—90°); соответственно сокращается продолжительность рабочего цикла.
При разработке экскаватором скальных породе узких траншеях ' сквозное движение автомобилей при подаче под погрузку затруднено. В этих случаях автомобили-самосвалы обычно приходится подавать под погрузку задним ходом, прибегая к так называемой маятниковой системе, располагая автомобили-самосвалы поочередно то по одну, то по другую сторону от оси забоя (траншеи). Соответственно, экскаватор ведет разработку то в левой, то в правой части забоя и не прерывает своей работы на время подсмены автомобилей-самосвалов.
Но, как бы ни подавались автомобили-самосвалы под погрузку — передним или задним ходом — место их остановки под экскаватором должно быть строго постоянным, пока экскаватор ведет разработку грунта не. меняя своей стоянки. Соблюдение этого правила позволяет машинисту экскаватора заканчивать поворот в сторону автомобиля для опорожнения ковша в одной и той же точке, сокращая благодаря этому продолжительность рабочего цикла.
Место фиксированной остановки автомобилей-самосвалов полезно обозначить вешками, выставляемыми возле кабины водителя.
Машинист экскаватора и водитель находящегося под нагрузкой автомобиля-самосвала обязаны следить за тем, чтобы опоражнивание ковша экскаватора производилось не на очень большой высоте, чтобы при этом не заваливалась грунтом кабина автомобиля и распределение грунта по площади грузовой платформы автомобиля было равномерным.
- Содержание
- Тема 1. Введение в дисциплину 5
- Тема 2. Средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ 19
- Тема 3. Основы технологии и организации погрузочно-разгрузочных работ 102
- Тема 4. Комплексная механизация и автоматизация выполнения погрузочно-разгрузочных работ 125
- Тема 5. Основы проектирования объектов транспорта 187
- 1.2 Исторические этапы совершенствования погрузочно-разгрузочных работ на транспорте
- 1.3 Основные принципы работы машин и механизмов
- 1.4 Принцип работы простейших грузоподъемных механизмов
- 2.2 Классификация погрузочно-разгрузочных машин
- 2.3 Принципиальные схемы работы погрузочно-разгрузочных машин и механизмов
- 2.4 Технико-эксплуатационные показатели погрузочно-разгрузочных машин
- 2.5 Устойчивость самоходных машин, ее виды и методика определения
- 2.6 Производительность погрузочно-разгрузочных машин и ее виды
- 7. Определение производительности погрузочно-разгрузочных машин
- 2.8 Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, позволяющие работать с тарно-упакованными грузами
- 2.8.1 Вилочные погрузчики
- 2.8.2 Подъемные краны. Классификация, область применения.
- 2.8.3 Назначение и основные типы грузозахватных устройств
- 2.8.4 Универсальные грузозахватные приспособления
- 2.8.5 Захваты
- Захваты зажимного типа (захват-струбцина)
- Клещевые захваты
- Захват клещевой для подъема цилиндрических деталей в горизонтальном положении
- 2.9 Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, предназначенные для работы с навалочными грузами
- 2.9.1 Экскаваторы
- 2.9.2 Самоходные одноковшовые погрузчики.
- 2.9.3 Грузоподъемные приспособления для навалочных грузов
- 2.10 Погрузочно-разгрузочные машины непрерывного действия
- 10.1. Классификация машин и механизмов непрерывного действия
- 2.10.2 Конвейеры. Конструкция и область применения.
- 2.10.3 Погрузчики непрерывного действия
- 2.10.4 Многоковшовые экскаваторы
- 2.10.5 Вспомогательные механизмы машин непрерывного действия
- 2.11 Стационарные и передвижные автомобили – разгрузчики
- 2.12 Пневмотранспортные установки
- 2.13 Установки гидравлического транспорта
- 2.14 Погрузочно-разгрузочные машины для сельскохозяйственных грузов
- 2.15 Автомобили-самопогрузчики
- 3.2 Характеристика и классификация погрузочно-разгрузочных пунктов
- 3.3 Пропускная способность погрузочно-разгрузочных пунктов
- 3.4 Элементы простоя автомобильных транспортных средств под погрузочно-разгрузочными операциями
- 3.5 Влияние продолжительности простоя в пунктах погрузки и выгрузки грузов на производительность транспортных средств
- 3.6 Влияния расстояния перевозки груза на производительность транспортных средств
- 3.7 Влияние интенсивности грузопотоков и продолжительности простоя пс в пунктах погрузки-разгрузки на потребность в средствах механизации.
- 3.8 Методы и организация прр в смешанных перевозках с использованием различных видов транспорта.
- 3.9 Механизация погрузочно-разгрузочных работ при контейнерных перевозках грузов
- 3.10 Механизация погрузочно-разгрузочных работ при пакетных перевозках грузов
- 4.2 Краткая характеристика, способы перевозки и хранения навалочных грузов
- 4.3 Типовые схемы механизации складов навалочных грузов, поступающие по железной дороге
- 4.4 Схемы комплексной механизации перегрузки навалочных грузов в портах
- 4.5 Основные условия обеспечения эффективной работы экскаваторов и автомобилей- самосвалов
- 4.6 Характеристика тарно-упакованных грузов
- 4.7 Схемы комплексной перегрузки тарно-упакованных грузов в портах
- 4.8 Схемы комплексной перегрузки тарно-упакованных грузов на железнодорожных станциях
- 4.9 Особенности ведения погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве
- 4.10 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ с зерновыми культурами
- 4.11 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке свеклы
- 4.12 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке картофеля, овощей и фруктов
- 4.13 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозке живности
- 4.14 Предназначение и работа контейнерных терминалов
- 4.15 Классификация и назначение складов
- 4.16 Основные показатели складской деятельности
- 4.17 Определение эффективности складирования
- 4.18 Механизация и автоматизация выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складах
- 4.19 Средства механизации на контейнерном терминале
- 4.20 Оптимизация труда и технического нормирования при прр. Научная организация труда при прр (нот)
- 4.21 Обеспечение техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
- 5.2 Этапы проектирования
- 5.3 Разработка технико-экономических обоснований (тэо)
- 5.4 Выбор и оценка вариантов проектных решений
- 5.5 Сравнение вариантов по сроку окупаемости
- 5.6 Генеральный план
- 5.7 Проектирование грузовых станций
- 5.8 Проектирование пассажирских вокзалов и станций
- 5.9 Проектирование контейнерного терминала
- 5.10 Расчет площадей погрузочно-разгрузочных площадок
- 10. Проектирование трамвайных линий
- 5.11 Проектирование троллейбусных линий
- 5.12 Проектирование автомобильных стоянок
- 5.13 Проектирование линий метрополитена
- Заключение