logo
Лекция итог

4.12 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке картофеля, овощей и фруктов

Картофель перевозят по следующим основным схемам:

поле — сортировальные пункты колхозов и совхозов — торговые точки;

городские хранилища — торговые точки.

Пунктами отправления могут быть также железнодорожные станции, речные порты и причалы, куда картофель доставляется в смешанном сообщении.

Картофель на полях убирают картофелеуборочными комбайнами, обеспечивающими погрузку прямо в подвижной состав, или копателями, после чего клубни укладывают в корзины, мешки, а затем грузят в подвижной состав. Наибольшее распространение получили перевозки картофеля в таре.

В мешках картофель перевозят при доставке его непосредственно с сортировальных пунктов в торговые точки. Картофель в складных или разборных контейнерах грузоподъемностью 300— 500 кг перевозят при смешанных перевозках и перевозках с сортировальных пунктов в городские хранилища. Контейнеры могут быть использованы для хранения картофеля в городских хранилищах и последующей доставки в торговые точки. Картофель, затаренный в контейнеры, сохраняется значительно лучше, чем при хранении навалом.

Перевозка картофеля в таре, вызывая некоторое увеличение трудоемкости за счет затаривания, является экономически выгодной, так как позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы и сокращает потери картофеля на 30—40%.

Для перевозки картофеля в таре используют бортовые автомобили-самопогрузчики с кранами . При использовании стандартных автомобилей контейнеры и мешки грузят кранами, установленными на тракторах, и автопогрузчиками, а выгружают аккумуляторными погрузчиками, электротельферами и т. д.

Для доставки картофеля зимой в торговые точки и на предприятия общественного питания используют автомобили с обогреваемым кузовом-фургоном. Стены кузова обшивают теплоизоляционными материалами. Нагрев воздуха осуществляется путем отбора тепла от калорифера, через который проходят отработавшие газы, что обеспечивает температуру +3 — +4°С внутри кузова при наружной температуре до —25°С.

Массовые перевозки овощей и фруктов осуществляются в период сбора урожая на складские базы и перерабатывающие предприятия, а также в торговую сеть и предприятия общественного питания. Фрукты и такие овощи, как помидоры и зеленый лук, перевозят уложенными в ящики и лотки; морковь, огурцы, редьку, редиску, лук затаривают в мешки и сетки; капусту можно перевозить как навалом, так и затаренной. Погрузку овощей в подвижной состав производят, как правило, на краю поля.

Томаты в виде жидкой массы — пульпы и зерна зеленого горошка на плодоперерабатывающие предприятия перевозят бестарным способом в автомобилях-цистернах. Зерна загружают в цистерну с водой (соотношение 7:3), время разгрузки цистерн грузоподъемностью 3—4 т — 8 мин.

Кукурузу в початках перевозят непосредственно от кукурузо-уборочных комбайнов на тока или в хранилища (сапетки). Для этого используют автомобили-самосвалы, а также бортовые автомобили с наращенными бортами. Разгружаются бортовые автомобили автомобилеразгрузчиками. Объем перевозок силосных культур и силоса, являющихся высокопродуктивным кормом для скота, непрерывно возрастает. Организация работы подвижного состава на перевозках силосной массы зависит от способа силосования: при раздельном способе зеленую массу доставляют тракторами с места уборки силосных культур к силосорезкам, а затем от силосорезок автомобилями и автопоездами к силосным башням, траншеям и ямам; при силосовании с помощью комбайнов силосную массу грузят в подвижной состав непосредственно через разгрузочный транспортер силосоуборочного комбайна.

Силосная масса имеет очень небольшой удельный вес, поэтому на ее перевозках необходимо использовать подвижной состав с кузовами повышенной вместимости или наращивать борта кузовов.

Подвижной состав загружается силосной массой из комбайнов на ходу. Комбайнер через каждые 2—3 мин выключает на некоторое время транспортер, а в этот момент два грузчика, находящиеся в кузове автомобиля, разравнивают и уплотняют массу.

На перевозке массы наиболее целесообразно использовать автомобили-самосвалы. При использовании бортовых автомобилей массу в местах складирования выгружают при помощи разгрузочных сеток или автомобилеразгрузчиков.

Потребное количество подвижного состава зависит от урожайности, расстояния перевозки, грузоподъемности подвижного состава, производительности силосорезки (при раздельном способе силосования) и комбайна (при силосовании с помощью комбайнов).

Прессованное сено в тюках доставляют бортовыми автомобилями с полей на животноводческие фермы. Тюки имеют прямоугольную форму, масса тюка 30 кг. Они располагаются прямо на поле на расстоянии 5—6 м друг от друга и грузятся в автомобили погрузчиками-тюкоподборщиками. На фермах тюки выгружают из автомобилей при помощи стогометателей-погрузчиков.