logo
Лекция итог

10.1. Классификация машин и механизмов непрерывного действия

Классификация машин. Основное назначение машин непрерыв­ного транспорта — перемещение грузов по заданной трассе. Одно­временно с этим они могут распределять грузы по заданным пун­ктам, складировать их, накапливая в обусловленных местах, пе­ремещать по технологическим операциям и обеспечивать необхо­димый ритм производственного процесса.

К машинам непрерывного транспорта относят конвейеры, уста­новки гидравлического и пневматического транспорта (для пере­мещения грузов в несущей среде). Особую группу составляют работающие совместно с ними вспомогательные устройства: спус­ки, скаты, бункеры, питатели.

В зависимости от области применения различают машины обще­го назначения и специальные. Первые применяют во многих отрас­лях хозяйства (например, ленточные конвейеры общего назначе­ния), а вторые — в какой-либо одной отрасли (например, подзем­ные скребковые конвейеры в горной промышленности).

По способу передачи перемещаемому грузу движущей силы разли­чают машины, действующие при помощи механического, элект­рического, гидравлического, пневматического или комбинированного привода, самотечные (гравитационные) устройства, в которых груз перемещается под действием собственной силы тя­жести, устройства пневматического и гидравлического транспор­та, в которых движущей силой являются соответственно поток воздуха или струя воды.

По характеру приложения движущей силы и конструкции маши­ны непрерывного транспорта подразделяют на машины с тяго­вым элементом (лентой, цепью, канатом и др.) для передачи дви­жущей силы и без него.

Тяговый элемент имеют ленточные, пластинчатые, скребко­вые, ковшовые, люлечные конвейеры и элеваторы. К машинам без тягового элемента относят винтовые, инерционные, ролико­вые и шаговые конвейеры, а также транспортирующие трубы.

По роду перемещаемых грузов различают машины для транспор­тирования насыпных материалов (ленточные, пластинчатые, ков­шовые, скребковые, винтовые конвейеры, ковшовые элеваторы, транспортирующие трубы), штучных грузов (ленточные, пластин­чатые, тележечные, люлечные, подвесные, роликовые, шаговые конвейеры, люлечные и полочные элеваторы) и пассажиров (лен точные и пластинчатые конвейеры, эскалаторы).

Направления развития машин. Задачи повышения производи­тельности труда и снижения стоимости продукции предопределя­ют и обусловливают основные направления развития машин не­прерывного транспорта:

• создание конвейеров для бесперегрузочного транспортирова­ния грузов по трассам большой протяженности;

• повышение производительности конвейеров;

• повышение надежности машин и упрощение их обслужива­ния;

• автоматизация управления машинами и комплексными сис­темами машин;

• снижение металлоемкости и уменьшение размеров машин;

• создание конструкций конвейеров, основанных на новых принципах транспортирования (на магнитном и воздушном под­весе грузонесущего элемента, с приводом от линейных асинхрон­ных двигателей и т.п.);

• улучшение условий труда, исключение возможности потерь транспортируемого груза, полная изоляция транспортирующих устройств от окружающей среды;

• унификация и нормализация оборудования на базе единых унифицированных сборочных единиц.