logo
Лекция итог

1.4 Принцип работы простейших грузоподъемных механизмов

Простейшие механизмы можно найти почти в любых более сложных машинах и механизмах. Их всего шесть: рычаг, блок, дифференциальный ворот, наклонная плоскость, клин и винт. На самом деле можно говорить всего лишь о двух простейших механизмах – рычаге и наклонной плоскости, – так как нетрудно показать, что блок и ворот представляют собой варианты рычага, а клин и винт – варианты наклонной плоскости.

Рычаг. Это жесткий стержень, который может свободно поворачиваться относительно неподвижной точки, называемой точкой опоры. Примером рычага могут служить лом, молоток с расщепом, тачка, метла.

Рычаги бывают трех родов, различающихся взаимным расположением точек приложения нагрузки и усилия и точки опоры (рисунок 4). Идеальный выигрыш в силе рычага равен отношению расстояния DE от точки приложения усилия до точки опоры к расстоянию DL от точки приложения нагрузки до точки опоры. Для рычага I рода расстояние DE обычно больше DL, а поэтому идеальный выигрыш в силе больше 1. Для рычага II рода идеальный выигрыш в силе тоже больше единицы. Что же касается рычага III рода, то величина DE для него меньше DL, а стало быть, больше единицы выигрыш в скорости.

Рисунок 4 – Рычаги I, II И III рода

Блок. Это колесо с желобом по окружности для каната или цепи. Блоки применяются в грузоподъемных устройствах. Система блоков и тросов, предназначенная для повышения грузоподъемности, называется полиспастом. Одиночный блок может быть либо с закрепленной осью (уравнительным), либо подвижным (рисунок 5). Блок с закрепленной осью действует как рычаг I рода с точкой опоры на его оси. Поскольку плечо усилия равно плечу нагрузки (радиус блока), идеальный выигрыш в силе и скорости равен 1. Подвижный же блок действует как рычаг II рода, поскольку нагрузка расположена между точкой опоры и усилием. Плечо нагрузки (радиус блока) вдвое меньше плеча усилия (диаметр блока). Поэтому для подвижного блока идеальный выигрыш в силе равен 2.

Рисунок 5 – Блок

Более простой способ определения идеального выигрыша в силе для блока или системы блоков – по числу параллельных концов каната, удерживающих нагрузку, как это нетрудно сообразить, взглянув на рисунок 5.

Уравнительные и подвижные блоки можно сочетать по-разному для увеличения выигрыша в силе. В одной обойме можно установить два, три или большее число блоков, а конец троса можно прикрепить либо к неподвижной, либо к подвижной обойме.

Дифференциальный ворот. Это, в сущности, два колеса, соединенные вместе и вращающиеся вокруг одной оси (рисунок 6), например, колодезный ворот с ручкой.

Рисунок 6 – Дифференциальный ворот

Дифференциальный ворот может давать выигрыш как в силе, так и в скорости. Это зависит от того, где прилагается усилие, а где – нагрузка, поскольку он действует как рычаг I рода. Точка опоры расположена на закрепленной (фиксированной) оси, а поэтому плечи усилия и нагрузки равны радиусам соответствующих колес. Пример такого устройства для выигрыша в силе – отвертка, а для выигрыша в скорости – шлифовальный круг.

Зубчатые колеса. Система двух находящихся в зацеплении зубчатых колес, сидящих на валах одинакового диаметра (рисунок 7), в какой-то мере аналогична дифференциальному вороту. Скорость вращения колес обратно пропорциональна их диаметру. Если малая ведущая шестерня A (к которой приложено усилие) по диаметру вдвое меньше большого зубчатого колеса B, то она должна вращаться вдвое быстрее. Таким образом, выигрыш в силе такой зубчатой передачи равен 2. Но если точки приложения усилия и нагрузки поменять местами, так что колесо B станет ведущим, то выигрыш в силе будет равен 1/2, а выигрыш в скорости – 2.

Рисунок 7 – Зубчатые колеса

Наклонная плоскость. Наклонная плоскость применяется для перемещения тяжелых предметов на более высокий уровень без их непосредственного поднятия. К таким устройствам относятся пандусы, эскалаторы, обычные лестницы, а также конвейеры (с роликами для уменьшения трения).

Идеальный выигрыш в силе, обеспечиваемый наклонной плоскостью (рисунок 8), равен отношению расстояния, на которое перемещается нагрузка, к расстоянию, проходимому точкой приложения усилия. Первое есть длина наклонной плоскости, а второе – высота, на которую поднимается груз. Поскольку гипотенуза больше катета, наклонная плоскость всегда дает выигрыш в силе. Выигрыш тем больше, чем меньше наклон плоскости. Этим объясняется то, что горные автомобильные и железные дороги имеют вид серпантина: чем меньше крутизна дороги, тем легче по ней подниматься.

Рисунок 8 – Наклонная плоскость

Клин. Это, в сущности, сдвоенная наклонная плоскость (рисунок 9). Главное его отличие от наклонной плоскости в том, что она обычно неподвижна, и груз под действием усилия движется по ней, а клин вгоняют под нагрузку или в нагрузку. Принцип клина используется в таких инструментах и орудиях, как топор, зубило, нож, гвоздь, швейная игла.

Рисунок 9 – Клин

Идеальный выигрыш в силе, даваемый клином, равен отношению его длины к толщине на тупом конце. Реальный выигрыш клина, в отличие от других простейших механизмов, трудно определить. Сопротивление, встречаемое им, непредсказуемо меняется для разных участков его «щек». Из-за большого трения его КПД столь мал, что идеальный выигрыш не имеет особого значения.

Винт. Резьба винта (рисунок 10) – это, в сущности, наклонная плоскость, многократно обернутая вокруг цилиндра. В зависимости от направления подъема наклонной плоскости винтовая резьба может быть левой (A) или правой (B). Сопрягающаяся деталь, естественно, должна иметь резьбу такого же направления. Примеры простых устройств с винтовой резьбой – домкрат, болт с гайкой, микрометр, тиски.

Рисунок 10 – Винт A – левая резьба, B – правая резьба.

Поскольку резьба – наклонная плоскость, она всегда дает выигрыш в силе. Идеальный выигрыш равен отношению расстояния, проходимого точкой приложения усилия за один оборот винта (длины окружности), к расстоянию, проходимому при этом нагрузкой по оси винта. За один оборот нагрузка перемещается на расстояние между двумя соседними витками резьбы (a и b или b и c на рисунке 10), которое называется шагом резьбы. Шаг резьбы обычно значительно меньше ее диаметра, так как иначе слишком велико трение.

Полиспасты – простые грузоподъемные механизмы, основные детали которых – колесо с окружным желобом (шкив) и веревка или трос; используются для подъема тяжестей с приложением небольших усилий (либо с приложением усилий в удобной позиции работающего) как в качестве рабочих органов подъемных машин (лебедок, талей, подъемных кранов), так и независимо от них. Принципы действия этих механизмов поясняются на рисунках. На рисунке 11,а груз весом W1 поднимают с помощью одиночного блока усилием P1 , равным весу. На рис.1,б груз W2 поднимают простейшим кратным полиспастом, состоящим из двух блоков, усилием P2, равным только половине веса W2. Воздействие этого веса делится поровну между ветвями троса, на которых шкив B2 подвешен к шкиву A2 с помощью крюка C2. Следовательно, для того чтобы поднять груз W2, к ветви троса, проходящей через желоб шкива A2, достаточно приложить силу P2, равную половине веса W2; таким образом, простейший полиспаст дает двойной выигрыш в силе. Рисунок 11,в поясняет работу полиспаста с двумя шкивами, каждый из которых имеет два желоба. Здесь усилие P3, необходимое для поднятия груза W3, составляет лишь четверть его веса. Это достигается благодаря распределению всего веса W3 между четырьмя тросами подвеса блока B3. Отметим, что кратность выигрыша в силе при подъеме тяжестей всегда равна числу тросов, на которых висит подвижный блок B3. Полиспаст по своему принципу действия подобен рычагу: выигрыш в силе равен проигрышу в расстоянии при теоретическом равенстве совершаемых работ. Тросом блоков и полиспастов в прошлом обычно служил гибкий и прочный пеньковый канат. Его сплетали косой из трех прядей (каждая прядь, в свою очередь, сплеталась из множества мелких прядок). Полиспасты с пеньковыми канатами широко использовались на кораблях, сельскохозяйственных фермах и вообще там, где требуется эпизодическое или периодическое приложение силы для подъема груза. Самые сложные из таких полиспастов (рисунок 12) применялись на парусных судах, где в них всегда была насущная потребность при работе с парусами, деталями рангоута и другой перемещаемой оснастки.

Позже для частых перемещений больших грузов начали использовать стальные тросы, а также тросы из синтетических или минеральных волокон, так как они более износоустойчивы. Полиспасты со стальными тросами и многожелобковыми шкивами являются неотъемлемыми узлами главных подъемных механизмов всех современных подъемно-транспортных машин и кранов. Шкивы блоков обычно вращаются на роликовых подшипниках, а все их движущиеся поверхности принудительно смазываются.

Рисунок 11 – Принцип действия блока и полиспасты. а – одиночный блок (с одним тросом, протянутым по желобу единственного шкива); б – комбинация из двух одиночных блоков с единым тросом, охватывающим оба шкива; в – пара двужелобковых блоков, по четырем спаренным желобам которых проходит единый трос.

Рисунок 12 – Полиспасты с различными комбинациями блоков трех типов: слева – пара двойных блоков; в центре – тройной блок с двойным; справа – пара тройных блоков. В тройном блоке конец троса, к которому прилагается тяговое усилие, проходит через центральный желоб; при этом нижний – подвижный – блок крепится коушем так, что его ось перпендикулярна оси верхнего – неподвижного – блока.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные пути увеличения производительности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ?

2. Назовите основные исторические этапы развития погрузочно-разгрузочной техники?

3. Какие показатели характеризуют выигрыш грузоподъемных машин и механизмов?

4. Перечислите основные простейшие механизмы используемые в грузоподъемной технике?

Тема 2. Средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ

Вопросы по теме:

1. Назначение и область применения подъемно-транспортных машин

2. Классификация погрузочно-разгрузочных машин

3. Принципиальные схемы работы погрузочно-разгрузочных машин и механизмов

4. Технико-эксплуатационные показатели погрузочно-разгрузочных машин

5. Устойчивость самоходных машин, ее виды и методика определения

6. Производительность погрузочно-разгрузочных машин и ее виды

7. Определение производительности погрузочно-разгрузочных машин

8. Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, позволяющие работать с тарно-упакованными грузами

8.1 Вилочные погрузчики

8.2. Подъемные краны. Классификация, область применения.

8.3. Назначение и основные типы грузозахватных устройств

8.4. Универсальные грузозахватные приспособления

8.5. Захваты

9. Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, предназначенные для работы с навалочными грузами

9.1. Экскаваторы

9.2. Самоходные одноковшовые погрузчики.

9.3 Грузоподъемные приспособления для навалочных грузов

10. Погрузочно-разгрузочные машины непрерывного действия

10.1. Классификация машин и механизмов непрерывного действия

10.2 Конвейеры. Конструкция и область применения.

10.3 Погрузчики непрерывного действия

10.4. Вспомогательные механизмы машин непрерывного действия

11. Проблема соответствия емкости ковша провозной способности транспортных средств

12. Стационарные и передвижные автомобили – разгрузчики

13. Пневматические установки

14. Гидравлические установки

15. Погрузочно-разгрузочные машины для сельскохозяйственных грузов

16. Автомобили самопогрузчики

2.1 Назначение и область применения подъемно-транспортных машин

Подъемно-транспортные машины предназначены для подъема, опускания и перемещения штучных, пакетированных и насыпных грузов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и на транспорте.

Грузоподъемные машины.

Домкраты используются, главным образом, в ремонтном производстве и автосервисе. Их отличитель­ной особенностью является относительно большая масса груза и небольшая высота его подъема. Существуют особо мощные гид­равлические домкраты, позволяющие передвигать многоэтажные здания и приподнимать их наземную часть при капитальном ре­монте фундаментов.

Лебедки предназначены для создания тягового усилия в одном направлении. Их основными элементами являются двигатель (как правило, электрический), понижающий редуктор, барабан, канат и грузозахватное устройство (обычно это крюк). Лебедки могут эксп­луатироваться в качестве самостоятельных механизмов или входить в состав более сложных устройств. Различают подъемные и тяговые лебедки. Подъемные лебедки используют при подъеме и опускании свободно подвешенного груза или грузовой площадки, перемещаю­щейся по направляющим. Подъемные подвесные лебедки называ­ется талями. Тяговые лебедки применяют для перемещения теле­жек с грузом по горизонтальной или слегка наклонной плоскости.

Кран - это самоходная металлическая конструкция, оборудован­ия подъемной лебедкой (иногда несколькими). Краны могут пере­мещать груз по произвольной траектории, находящейся внутри зоны его действия. Существует более 20 типов кранов. В транспортном строительстве наиболее популярны самоходные стреловые краны, а Промышленности строительных материалов - пролетные.

Подъемники применяют для перемещения по вертикали грузовых или пассажирских площадок и кабин. Движение грузозахватного устройства или платформы с грузом обеспечивается канатно-блочными полиспастами, а следование груза по траектории - жесткими направляющими.

Транспортирующие машины. Для перемещения больших объе­мов штучных или насыпных грузов по неизменной траектории при­меняют транспортирующие машины. Перемещение груза осуще­ствляется с помощью гибких лент, ковшей, скребков и шнеков, несу­щих груз или толкающих его перед собой по неподвижному осно­ванию. Эти машины непрерывного действия, способные рабо­тать без остановки в течение продолжительного времени, поэтому чаще всего они используются для обслуживания непрерывных тех­нологических процессов. Паузы в их работе нужны для обслужи­вания и ремонта. Наиболее распространенными представителями этого типа машин являются конвейеры, Особняком стоят пневмати­ческие конвейеры, в которых сыпучие мелкодисперсные грузы, на­ходящиеся благодаря аэрации в псевдожидком состоянии, движут­ся самотеком или переносятся потоком сжатого воздуха.

Погрузочно-разгрузочные машины. Предназначены для перевалки штучных и насыпных материалов между местами хранения, из транс­портных средств к местам хранения и использования, и наоборот. Перемещение груза между местами погрузки и выгрузки осуществля­ется по произвольной траектории самоходными механизмами со спе­циальными грузозахватными органами (ковши, вилы, траверсы и т. д.).

Погрузочно-разгрузочные машины - это, как правило, машины Циклического действия, чередующие режимы загрузки, движения с грузом, выгрузки и холостого хода. Исключение составляют спе­циальные погрузчики непрерывного действия, в частности, снего­погрузчики.