logo
Лекция итог

5.13 Проектирование линий метрополитена

Различают четыре вида линий метрополитена: подземные глубокого заложения, подземные мелкого заложения, надземные и наземные.

Наземные линии, требующие наименьших капиталовложений, про­ектируют в том случае, если для линии может быть выделена обособлен­ная полоса, ось которой отда­лена от жилой застройки не менее чем на 60 м, что осуще­ствимо лишь в районах новой застройки.

Рисунок 97 – Схема сетей метрополитена

а – с раздельными линиями; б – с раздельными линиями и разветвлениями по концам; в – с взаимно увязанными линиями

Надземные линии (эстакад­ного типа) избегают устраи­вать вследствие того, что они вызывают большой шум, и до­пускаются лишь на коротких участках в сопряжении с раз­ вязками движения и на перехо-ах через водные преграды. К недостаткам надземных линий следует от­нести и то, что они загромождают пространство опорами эстакад.

Линии мелкого заложения экономичнее и удобнее для пассажиров, [ем линии глубокого заложения, однако недостаток их заключается в необходимости трассирования под уличными магистралями в зоне про­кладки подземных сетей, а также в опасности нарушения .устойчивости фундаментов зданий.

Линии глубокого заложения проектируют при соответствующем техноэкономическом обосновании в районах города с плотной многоуровневой застройкой. Иногда их приходится проектировать при неблаго­приятных для строительства линий мелкого заложения геологических и гидрогеологических условиях.

Пересечения линий метрополитена между собой и с дорогами других видов транспорта проектируют только в разных уровнях. Кроме того, линии метрополитена должны быть во всех случаях полностью изолиро­ваны от пешеходов.

Различают три возможные принципиальные схемы сетей метрополи­тена (рисунок 90): с раздельными линиями; с раздельными линиями, имеющими разветвления концевых участков; с взаимно увязанными ли­ниями. Габариты туннелей метрополитена рассчитаны на вагоны шириной 2,7м, высотой 3,7, длиной 19,2 с жесткой базой 12,6 и базой тележки 2,1 м. Линии проектируют в виде двух однопутных туннелей (при закрытом способе работ) или в виде двухпутных туннелей (обычно при открытом способе работ).

Продольный профиль трассы метрополитена. Наибольший продоль­ный уклон путей метрополитена на перегонах между станциями принят 40%о, наименьший — 3%0. Станционные пути располагают в продольном профиле на горизонтальной площадке или на односкатном уклоне 3—5%0.

Радиусы вертикальных кривых при сопряжении уклонов принимают на перегонах от 3000 до 5000 м, а на соединении перегона со станцией — от 2000 до 3000 м. Сопряжение двух уклонов при алгебраической разно­сти более 5%0 осуществляется вставкой с уклоном не более 5%о и дли­ной не менее 50 м.

Расположение станций метрополитена. Располагают их в местах об­разования крупных пассажиропотоков: на центральных площадях, пе­ресечениях линии метрополитена с городскими магистралями, у желез­нодорожных вокзалов и платформ, крупных стадионов, общегородских парков культуры и отдыха, при пересечении линий метрополитена между собой и с пригородными железными дорогами и трамваями. Расстояние между станциями метрополитена принимают обычно 1,5—2,0 км. Стан­ции в плане проектируют, как правило, на прямых участках и лишь в исключительных -случаях — на кривых радиусом не менее 800 м.

При мелком заложении станции располагаются под городскими ули­цами и незастроенными территориями, а при глубоком заложении могут располагаться и под застроенными кварталами.