logo
GOSi_1_7_FINAL (2)

85. Контроль качества (виды, методы, средства), оценка качества.

Все показатели качества автомобильной дороги можно разделить на четыре блока по признакам:

-технологические показатели:

-конструкции;

-материалов;

-технологии;

-механизмов.

-технико-экономические показатели:

-хозяйственная эффективность;

-экономическая эффективность.

-эргономические показатели:

-гигиенические;

-антропометрические;

-физиологические;

-психологические.

-транспортно-эксплуатационные:

-характеризующие транспортную работу дороги (интенсивность, состав движения, объём движения, пропускная способность, загрузка движением, скорость движения, время сообщения);

-технико-эксплуатационные      качества    дорожной одежды и земляного полотна (прочность дорожной одежды и земляного полотна, ровность покрытия, шероховатость, коэффициент сцепления, износостойкость, работоспособность)

-общее  состояние    дороги    и    условий  движения (надёжность, проезжаемость, относительная аварийность, коэффициент безопасности, коэффициент аварийности, обеспечение видимости)

-эффективность    транспортной     работы     дороги (себестоимость перевозок, потери от дорожно-транспортных происшествий).

Учитывая, что технико-экономические и эргономические показатели автомобильной дороги закладываются проектирующими организациями, а такие транспортно-эксплуатационные показатели как транспортная работа дороги, общее состояние дороги и эффективность транспортной работы дороги – контролируются надзорными органами и непосредственного отношения к технологии строительства не имеют, то предприятия дорожного хозяйства при производстве работ по строительству или реконструкции автомобильных дорог контролируют группу технологических качеств дороги и технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна.

Производственный контроль качества строительно-монтажных работ подразделяется на входной, операционный и выходной или приёмочный.

Входному контролю подвергают по ГОСТ дорожно-строительные материалы,  полуфабрикаты,  изделия, асфальтобетонные смеси и другие материалы собственного производства. Ведущее место при проведении входного контроля занимает лаборатория.

Операционный контроль осуществляют в процессе выполнения всех технологических операций по строительству автомобильной дороги (согласно требований СНиП и другой нормативно-технической документации). Результат операционного контроля – информация о качественных показателях, на основе которых разрабатывают и реализуют меры по устранению и предупреждению дефектов.

Выходной или приёмочный контроль заключается в проверке и оценке отдельных видов строительно-монтажных работ при приёмке их от исполнителя, скрытых работ, отдельных ответственных конструкций и законченных строительством участков автомобильной дороги. Контроль осуществляют прорабы, технический надзор заказчика, рабочие и государственные комиссии.

При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды контролируют по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 метров высотные отметки по оси дороги; ширину (расстояние между осью и бровкой); толщину слоя неуплотнённого материала по его оси; поперечный уклон; ровность (просвет под рейкой длиной 3 метра на расстоянии 0,75 – 1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга- согласно приложению 2 [4].

При возведении насыпей плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть меньше установленной требованиями нормативных источников. При этом контролируется влажность грунта, с той целью, что уплотнение должно производиться при оптимальной влажности. До начала работ по сооружению земляного полотна должно быть проверено соответствие принятых в проекте и действительных показателей состава (крупность частиц, пластичность глинистых грунтов) и состояния (влажность, плотность) грунтов в карьерах, резервах, выемках, естественных основаниях.

При операционном контроле качества сооружения земляного полотна проверяют также: правильность размещения осевой линии поверхности земляного полотна в плане; высотные отметки по оси; толщину снимаемого плодородного слоя грунта: плотность грунта в основании земляного полотна; однородность грунта в слоях насыпи; плотность грунта в слоях насыпи; поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой земляного полотна); поперечные уклоны; уменьшение крутизны откосов; правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления откосов и обочин (увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав, глубину кюветов, поперечные размеры дренажей, продольные уклоны дренажей, ширину насыпных бирм).

При устройстве оснований и покрытий из укреплённых грунтов контролируют: гранулометрический состав крупнообломочных и песчаных грунтов; число пластичности глинистых грунтов; степень размельчения глинистых грунтов путём рассева проб  на ситах с отверстиями 5 и 10 мм; температуру органического вяжущего перед использованием; качество смеси путём определения прочности образцов на сжатие; влажность обрабатываемых грунтов и готовой смеси перед её  уплотнением и плотность материала в уплотнённом слое в трёх точках на поперечнике (по оси и на расстоянии 0,5 метра  от кромки слоя). Пригодность зол уноса и золошлаковых смесей или молотого известняка для использования их в качестве добавок в несвязные грунты определяют по содержанию в них частиц размером не менее 0,071 мм (не менее 60%) и крупнее 2 мм (не более 5%).

При устройстве щебёночных, гравийных, шлаковых оснований, покрытий и мостовых помимо геометрических размеров и проектного положения контролируют: влажность щебня и пескоцементной смеси; прочность пескоцемента. Качество уплотнения щебёночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий контролируют путём контрольного прохода катка массой 10-13 тонн по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебёнка должна раздавливаться.

При устройстве оснований и покрытий из щебёночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими, контролируют помимо геометрических размеров и проектного положения: влажность смеси; прочность материала; качество уплотнения, соблюдение режима ухода. Качество уплотнения проверяют путём контрольного прохода катка массой 10-13 тонн по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом.

При приготовлении асфальтобетонной смеси контролируют: температуру битума и минеральных материалов; температуру готовой асфальтобетонной смеси; качество смеси; качество битума; качество щебня, песка и минерального порошка.

В процессе строительства покрытия и основания контролируют: высотные отметки по оси; ширину слоя; толщину слоя (по вырубкам или кернам); поперечный уклон; ровность (просветы под трёхметровой рейкой); также контролируют температуру горячей асфальтобетонной смеси в процессе строительства; качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос; качество сцепления слоёв покрытия; качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок).

В процессе устройства асфальтобетонного покрытия и в период его формирования контролируют: качество восстановления разрытий; ровность, плотность, состояние (обработка вяжущим) основания; правильность установки решёток и крышек люков колодцев подземных сетей; температуру смеси в процессе строительства покрытия (в начале уплотнения) при использовании горячих смесей; температуру смеси при использовании литого асфальтобетона; также контролируют лимит времени для транспортирования горячих смесей.

При приготовлении цементобетонной смеси  контролируют: соблюдение технологических режимов приготовления смеси; показатель удобоукладываемости бетонной смеси; объём вовлечённого воздуха; концентрацию рабочих растворов химических добавок; прочность бетона путём испытания трёх контрольных образцов-балок, изготовленных и хранившихся в соответствие с требованиями нормативных источников; влажность заполнителей; точность дозирования компонентов бетонной смеси методом контрольного взвешивания по инструкции завода-изготовителя бетоносмесительной установки; качество песка, щебня и гравия; морозостойкость бетона.

При строительстве покрытий и оснований из монолитного бетона контролируют: соблюдение технологических режимов бетонирования, ухода за бетоном, устройства и герметизации швов; правильность установки арматуры и прокладок швов; устойчивость кромок боковых граней и сплошность поверхности покрытии; прочность бетона путём формования и последующего испытания трёх контрольных образцов-балок; удобоукладываемость и объём вовлечённого воздуха; качество работ по уходу за свежеуложенным бетоном с применением плёнкообразующих материалов на участках покрытия размером 20х20 см2 . При строительстве сборных железобетонных покрытий также контролируют: цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков и заполнение швов, соблюдение технологии строительства; контакт плит с основанием (выравнивающим слоем), поднятием одной из ста уложенных плит; превышение граней смежных плит в продольных швах на трёх поперечниках на один километр, а в поперечных швах в десяти стыках на один километр.

При устройстве обстановки дороги контролируют: требуемую последовательность работ; вертикальность стоек ограждений; стоек знаков и сигнальных столбиков; точность установки всех стоек и столбиков, а также линий разметки через десять метров в плане; глубину ям, высоту ограждений и знаков; волнистость ограждений в плане; ровность краёв и ширину линий разметки выборочно, не менее 10% длины.

Также проводят детальный контроль на выбранных участках: контролируют ровность поверхности на расстоянии 0,5 – 0,7 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения; поперечных уклонов; вертикальных абсолютных отметок. Также контролируют сцепление шины с увлажнённой поверхностью в зависимости от условий движения; шероховатость дорожных покрытий методом “песчаного пятна”.

Необходимо сказать о распределении обязанностей и ответственности при контроле качества при производстве работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог.

Контроль качества при устройстве земляного полотна осуществляют: бригадир, мастер по строительству земляного полотна, старший прораб и главный инженер производства. Помимо того, качество производства земляных работ контролируют лаборатория и геодезический отдел.

При производстве работ по строительству основания дорожной одежды контроль качества осуществляют также как и при строительстве земляного полотна: бригадир, мастер по строительству дорожной одежды, старший прораб, главный инженер производства при участии лаборатории по контролю качества и геодезического отдела.

Контроль качества при производстве работ по строительству покрытий осуществляют: бригадир, старший мастер асфальтобетонного завода, мастер по строительству дорожной одежды, старший прораб, главный инженер производства при участии лаборатории по контролю качества и геодезического отдела.

Данная структура контроля качества при производстве работ по строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог позволяет уточнять показатели тех или иных характеристик производства, сопоставлять их с требуемыми и корректировать технологию производства с целью приведения этих показателей к требуемым значениям. Так при проведении постоянного входного, операционного и выходного контроля производства работ того или иного технологического процесса,  качество производства работ оценивается на всех этапах. Это позволяет отслеживать зависимости тех или иных показателей с конечным результатом уровня качества работ. Данная система контроля качества является обязательной и общепризнанной на дорожном строительстве.