87. Конструкции и технология устройства цементобетонных покрытий. Строительство предварительно напряженных покрытий.
В мировой практике используются две различные технологии строительства цементобетонных покрытий и оснований: в рельс-формах и скользящей опалубке.
Безрельсовая укладка бетона в покрытия автомобильных дорог основана на применении специальных машин - бетоноукладчиков со скользящими формами, рабочие органы которых выполняют за один проход машины распределение и уплотнение бетонной смеси, отделку поверхности бетона, а также устройство продольного деформационного шва. Полная автоматизация основных процессов укладки, однопроходный режим работы, отказ от трудоемких операций по монтажу и демонтажу рельс - форм позволяют резко повысить эффективность строительных работ: улучшить ровность покрытия, увеличить производительность укладки, снизить стоимость и трудоемкость работ.
Строительство цементобетонных покрытий комплектами машин со скользящими формами может иметь различное количество машин в комплекте. Комплект машин включает:
-профилировщик оснований;
-конвейер-перегружатель;
-распределитель бетонной смеси;
-бетоноукладчик;
-оборудование для заглубления арматуры;
-трубчатый финишер;
-машина для устройства шероховатой поверхности и нанесения пленкообразующих материалов;
-нарезчик швов;
-заливщик швов;
Технологическими условиями, обеспечивающими реализацию преимуществ от применения безрельсовых комплектов машин, являются: ровность и плотность основания; материал основания и его несущая способность; консистенция бетонной смеси; однородность смеси по составу и консистенции как в течение смены, так и пределах замеса; дальность возки бетонной смеси; возможность бесперебойной подачи транспорта к бетоноукладчику, все это определяется поперечным профилем, наличием подъездных путей и съездов, а также возможностью расстановки машин и механизмов на линии. При этом имеется в виду, что, во-первых, отсутствует возможность исправления основания в ходе движения машин; во-вторых, смесь выдерживается в опалубке в течение короткого отрезка времени; в-третьих, гусеничные безрельсовые машины в принципе однопроходные, что исключает возможность последующего исправления покрытия как в местах плохой отделки из-за неоднородности смеси так и в местах вынужденных остановок машины. Последнее обстоятельство следует отметить особо.
По характеру работы бетоноотделочная машина на гусеничном ходу - высокопроизводительная. При рабочей скорости около 1м/мин его сменная производительность составляет не менее 1000 погонных метров покрытия. При ширине укладки 7,5-8 м расход бетонной смеси в смену до 2000 м3. Для совместной работы с такой машиной необходим бетонный завод с часовой производительностью не менее 220-240 м3. Технология на рельс-формах:
1)Подготовка основания. Необходимо иметь достаточно прочное основание, особенно, если большие нагрузки. Как правило, во всех случаях ЗП заканчивают не менее, чем за год до устройства покрытия. Основание может служить: цементогрунтовые, щебеночные, шлаковые, гравийные и песчаные материалы. Основание должна быть не менее на 0,5м шире пр.части для установки рельс-форм.
2)Установка рельс-форм и их обкатка. Проверяется точность установки рельс-форм. Она должна быть 5мм. Обкатка рельс-форм должна производится самой тяжелой машиной комплекта. Рельс-формы непосредственно перед укладкой бетонной смеси необходимо смазать с внутренней стороны отработанным маслом.
3)Устройство выравнивающего слоя из необработанных вяжущими песков укладывают на щебеночные и гравийные основания устраивают на всю ширину покрытия. Этот слой, а также песчаное основание профилируют и уплотняют профилировщиками с фрезой или без (с фрезой – уст-во основания из грунта укрепленного цементом).
4)Установка арматуры и прокладок с арматурными штырями в швах расширения. Армирование предусматривают: при устройстве ц/б на песчаных основаниях края плит усиливают продольной арматурой в виде 2 стержней ǿ 12мм; при тяжелом движении на дорогах I и II категорий усиливают арматурными сетками при насыпях на болотах и над трубами или при насыпи выше 3м. Установку арматуры, как и установку закладных деталей швов сжатия и продольного шва, осуществляют до начала бетонирования или в процессе
5)Распределение бетонной смеси. Бетонную смесь следует распределять с помощью распределителя с учетом припуска на уплотнение, величину которого следует устанавливать в зависимости от толщины покрытия и удобоукладываемости смеси и определять при пробном бетонировании. Допускается распределение бетонной смеси бетоноукладчиком в случае выгрузки бетонной смеси на основание.
6)Укладка и уплотнение. Незначительные неровности и мелкие дефекты поверхности покрытия после прохода бетоноукладчика следует исправлять с помощью трубного финишера. Трубы финишера следует слегка увлажнить тонко-распыленной водой через систему орошения. Уплотнение и отделку бетона в покрытии следует производить. как правило, непрерывно, избегая остановок бетоноотделочной машины с включенными вибраторами.
7)Нарезка швов в свежеуложенном бетоне осуществляют спциальным нарезчиком, который движется в потоке машин за бетоноотделочной машиной в 5-10м от нее. После нарезки бетон отделывают в зоне шва.
8)Обработка поверхности бетонного покрытия. Шероховатость бетонного покрытия следует устраивать путем обработки поверхности свежеуложенного бетона мешковиной, щетками, дисковой накаткой и др.
9)Уход за свежеуложенным бетоном. Уход за свежеуложенным бетоном следует осуществлять до момента достижения бетоном проектной прочности, но не менее 28 сут. Для ухода за бетоном следует применять пленкообразующие материалы, которые наносятся на бетонную поверхность в количестве не менее 400 г/м2 при температуре воздуха до 25°С и 600 г/м2 при температуре 25 °С и выше, как правило, в два слоя с интервалом в 20—30 мин. В случае выпадения осадков следует применять рулонные пароводонепроницаемые материалы.
10)Снятие рельс-форм производят не ранее 24 ч после укладки бетонной смеси. Отделять рельс-формы от бетона следует с помощью приспособлений, обеспечивающих целостность боковых граней и кромок плит. После их снятия торцы бетонной плиты обрабатывают битумной эмульсией или другими водонепроницаемыми материалами.
11)Нарезка швов в затвердевшем бетоне производят при наборе прочности бетона 8-10 МПа. При этом осуществляетсЯ пробная нарезка шва и проверка кромок. Если происходит выкрашивание кромки, то нарезка прекращается и необходимо дождаться набора большей прочности.
12)Заливка швов мастикой.
Строительство предварительно напряжённых монолитных
цементобетонных покрытий
Плюс: уменьшение толщины слоя.
2 системы по способу создания преднапряжения и способу работы: 1) подвиж., 2) неподвижн.
Минус: концевые упоры достаточно жесткие; домкратами разжимается по центру уже застывшее покрытие; сложная технология, требующая сложного оборудования; необходимость периодического создания напряжений из-за усадки.
НЕПОДВИЖН: (рис.52а)
1) строятся концевые упоры (разбивочные работы; рытьё котлованов под концевые упоры; изготовление арматурного каркаса; установка опалубки; уст. арматуры; бетонирование концевого упора; уход за бетоном; снятие опалубки; уход за бетоном; обратная засыпка котлована; уплотнение грунта; набор прочности бетона концевых упоров)
2) строительство монолитного напряженного покрытия (подготовка основания; формирование плиты бет. покр. (часто компл. на рельс-формах) специализированным комплектом машин; уход за покрытием; установка домкратов в силовой шов; поэтапное обжате покрытия по мере набора прочности бетона; фиксация проектного положения плит)
(гидродомкрат – прокладки; клинья – омоноличивание, заанкеривание арматуры; пневмодомкрат – металлич. накладки и омонол. шов)
ПОДВИЖН: (сущ. с внешним и внутренним обжатием) (рис.52б,в)
С внешним обжатием осущ. по технологии аналогичной неподвижной. Разница заключается в конструкции силового шва. В подвижн. системе примен. упругий шов. Наиболее широкое распространение получили покрытия с внутренним обжатием, которые могут устр. с напряжением арматуры до бетонирования или после бетонир. и набора прочности бетона.
Струнно-бетонное покр. (рис 53) Возможны различные варианты устр. покр. с созданием напряжения после бнтонирования. а) продольн. б) диагональн. в) по периметру
а
б
в
При устр. покр. из напряженных плит, в частности из стр-бет. плит, на подходах к искусств. сооружению надо обязательно устраивать либо несколько коротких плит со швами расширения, либо швы расширения спец.конструкции (и с легко сжимаемыми прокладками).
а) неподвижная внешнеобжатая
б) подвижная с внешним обжатием
в) подвижная с внтуренним обжатием
Рис. 17.11. Принципиальная схема струнобетонного покрытия:
1 - анкерные упоры; 2 - плиты струнобетонного покрытия; 3 - швы
расширения; 4 - продольные швы между захватками; 5 - песчаное основание;
6 - подшовные плиты
.
- 1. Транспортная стратегия рф на период до 2020г.
- 2. Закон рф № 257 от 8.11.2007 об автомобильных дорогах.
- 3. Гост р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Гост р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.
- 4. Проектирование земляного полотна на слабых грунтах. Облегченные конструкции земляного полотна на слабых основаниях.
- 5. Требования гост 26776-93 по обеспечению судоходства на мостовых переходах.
- 6. Методика определения расчетного судоходного горизонта по гост 26777-93.
- 7. Методика расчета отверстий малых искусственных сооружений. Водопропускные трубы на автодорогах.
- 8. Основы теории проектирования трассы автомобильной дороги (уравнение движения автомобиля).
- 9. Особенности проектирования переходных кривых на транспортных развязках.
- 10. Расчетные схемы (формулы) определения расстояний видимости в плане и профили.
- 11. Основные принципы ландшафтного проектирования автодорог.
- 12. Ровность проезжей части - факторы влияющие на ровность и показатели «страдающие» от ровности.
- 13. Колейность на покрытиях и методы ее предотвращения и ликвидации.
- 14. Состав проекта автомобильной дороги, документы, степень детализации.
- 15. Автоматизированные системы управления дорожным движением в современных условиях.
- 16. Локальные очистные сооружения - виды, конструкции, принципы работы.
- 17. Защита от транспортного и технологического шума в зоне трассы автодороги.
- 18. Метеорологическое обеспечение безопасности дорожного движения.
- 1.Мероприятия, предусматриваемые в проектах дорог
- 2. Мероприятия, осуществляемые дорожной службой в процессе эксплуатации
- 19. Принципы дорожно-климатического районирования (зонирования) территории рф.
- 20. Современные системы автоматизированного проектирования дорог: credo, robur.
- 21. Состав работ по инженерным изысканиям под новое строительство и реконструкцию автодорог.
- 22. Современные геоинформационные технологии применяемые в дорожном строительстве.
- 23. Особенности инженерных изысканий на мостовых переходах (состав работ, оборудование, документы).
- 24. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна на неустойчивых склонах (оползни, осыпи, обвалы...)
- 25. Вертикальная планировка городских территорий, улиц, перекрестков: методы, представляемые документы.
- 27. Теоретическая пропускная способность 1 полосы движения.
- 28. Водно-тепловой режим земляного полотна - процессы в годовом цикле.
- 29. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне: планировочные решения, требования безопасности движения.
- 30. Комплексы по обслуживанию дорожного движения в современных условиях.
- 31. Особенности конструкций земляного полотна в 1-й дорожно-климатической зоне. Наледи на дорогах и в малых искусственных сооружениях.
- 32. Производственные предприятия дорожного строительства: карьеры, абз, цбз, базы инертных материалов.
- 33. Методика определения перспективной интенсивности движения при назначении категории дороги (загородной и городской).
- 34. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности.
- 35. Назначение виража, методика проектирования отгона виража.
- 37. Классификация дорожных одежд. Конструирование одежд разных типов. Конструктивные слои дорожной одежды, их назначение.
- 38. Расчет дорожных одежд нежесткого типа на прочность.
- 39. Расчет дорожных одежд на морозоустойчивость. Мероприятия по обеспечению морозоустойчивости.
- 40. Расчет жестких дорожных одежд.
- 1. Расчет дорожной одежды на морозоустойчивость
- 2. Расчёт бетонной плиты на прочность
- 3. Расчет температурных напряжений в бетонных плитах
- 41. Схемы транспортных развязок в разных уровнях.
- 42. Проектирование съездов для правых и левых поворотов (нормы и техусловия).
- 43. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна.
- 44. Методика гидрологических расчетов для назначения расчетного расхода при проектировании мостовых переходов.
- 45. Назначение отверстий больших и средних мостов. Расчет общего и местного размывов. Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений.
- 46. Назначение и функциональная роль геосинтетических материалов в конструкциях дорожных одежд, разновидности и область применения.
- 47. Характеристика битумов, применяемых в дорожном строительстве. Методы улучшения свойств битумов.
- 48. Асфальтобетон. Классификация, св-ва, требования, определение физико-механических показателей, применение в дорожном строительстве. Применение щма, литого а/б. Компакт-асфальт.
- 49. Устройство оснований из грунтов, укрепленных минеральными и органическими вяжущими материалами.
- 50. Технология приготовления горячего асфальтобетона.
- 51. Основные способы активации битумов. Контроль и оценка качества асфальтобетонных смесей.
- 52. Технологический (операционный) контроль и приемка асфальтобетонных покрытий. Требования нормативов по допускам.
- 53. Методы повышения производительности землеройных машин.
- 54. Организация и технология выторфовывания грунтов экскаваторами.
- 55. Особенности движения на городских дорогах, их конструктивные отличия от автомобильных (загородных) дорог.
- 56. Природные каменные материалы и отходы промышленности, направления, и обоснование целесообразности их использования в дорожном строительстве.
- 57. Сборные покрытия дорог, современные конструктивные решения и технология укладки.
- 58. Технология изготовления бетонных изделий на заводах жби.
- 59. Состав и разработка бизнес-плана строительной организации.
- 60. Методы организации дорожного строительства. Оптимизация моделей организации работ.
- 61. Технологии устройства земляного полотна на болотах.
- 62. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных и городских дорог.
- 63. Методы организации дорожного движения.
- 64. Технические средства организации дорожного движения.
- 65. Методы оценки и прогнозирования сроков службы дорожных одежд нежесткого типа на основе теории риска.
- 66. Способы борьбы с зимней скользкостью и снегозаносимостью при содержании автомобильных и городских дорог.
- 67. Основные требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорожных покрытий.
- 68. Методы оценки прочности дорожных одежд. Основные виды и причины возникновения деформаций и разрушений дорожных одежд.
- 69. Влияние технологических факторов строительства дорог и движения транспорта на природную среду.
- 70. Основы теории и способы уплотнения грунтов, контроль при уплотнении.
- 3.Метод режущего кольца
- 4.Плотномер-влагомер Ковалёва
- 71. Устройство брусчатых мозаиковых, клинкерных и блочных мостовых, конструктивные решения и технология.
- 72. Руководящие документы, нормы и правила по охране окружающей среды.
- 73. Методы управления дорожным движением на автомобильных и городских дорогах в современных условиях.
- 74. Автоматическое регулирование уличного движения на магистралях города.
- 75. Способы повышения шероховатости, cцепных качеств а/б покрытий.
- 76. Классификация работ при реконструкции и ремонте дорог.
- 77. Пропускная способность существующих дорог и мероприятия по ее повышению.
- 78. Способы уширения земляного полотна при реконструкции дорог.
- 79. Реконструкция дорожных одежд. Регенерация асфальтобетонных покрытий. Особенности технологии и организации работ при реконструкции дорог.
- 80. Теоретические основы влагонакопления в земляном полотне и дорожной одежде.
- 81. Методы и модели организации строительства автомобильных дорог.
- 82. Принципы, методы, системы, функции и структуры управления дорожным строительством.
- 83. Расчеты эффективности затрат производства, дисконтированная стоимость.
- 84. Менеджмент качества. Международные стандарты исо серии 9000 по качеству. Эффективность повышения качества.
- 85. Контроль качества (виды, методы, средства), оценка качества.
- 87. Конструкции и технология устройства цементобетонных покрытий. Строительство предварительно напряженных покрытий.
- 86. Техническое нормирование и нормы в дорожном хозяйстве; методы технического нормирования, методика разработки производственных норм.
- 88. Устройство покрытий из полимербетонов и бетонополимеров.
- 89. Обустройство загородных и городских дорог.
- 90. Экологические требования при возведении земляного полотна и при строительстве дорожных одежд.