logo
GOSi_1_7_FINAL (2)

31. Особенности конструкций земляного полотна в 1-й дорожно-климатической зоне. Наледи на дорогах и в малых искусственных сооружениях.

1-я ДКЗ - тундра, лесотундра и северо-восточная часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов; Вечная мерзлота (в.м.) – напластование земной коры, кот. имеют постоянные отриц. темп. Вверху располагается деятельный слой (оттаивает летом). Ниже вечная мерзлота, еще ниже подмерзшая толща. На территории РФ >50% - вечная мерзлота, но верхний оттаивающий слой разный (С 0,2-1 м, а Ю 2-4 м). Температура в.м. -0,1-9˚, высота 10-100м. Бывает сплошная и островная. Также три вида по прочности: твердая, пластичная, рыхлая. Твердая насквозь промерзла, высокая прочность. Пластичная имеет меньше замерзшей воды, можно разраб. лопатой, при оттаивании превращается в переувлажненный грунт. Существует 3 принципа стр-ва в в.м:

1).З.п. опирается на вечную мерзлоту и не допускается её оттаивание. Насыпь выше, теплоизоляция снизу.

2).З.п. возводится так, что допускается под ним определенная зона оттаивания (по расчету).

3).З.п. возводится так, чтобы в.м. могла оттаивать на любую глубину (основание д.б. достаточно устойчивым: скальные, песчаные, дренирующие). Стр-во дороже в 3-3,5 раза. З.п. обычно устраивается 2 сезона. Просека должна устраиваться зимой, чтобы сохранить слой торфа. Летом - чтобы просека меньше таяла и никто не ездил. В следующую зиму возводим з.п. с использованием рыхлой мерзлоты или гравия, щебня. Для повышения прочности используется негашеная известь.

Наледь — естественное ледяное образование, образующееся в результате замерзания речных или подземных вод, излившихся на земную поверхность.

Схема образования наледи на дорогах. При промерзании деятельного слоя (сливающаяся мерзлота), грунт, прежде всего, промёрзнет под дорогой (влияние кюветов). Остальная часть деятельного слоя будет находиться в стадии промерзания. В результате возникает движение напорных вод по склону и возможен прорыв их на поверхность с образованием наледи. Как бороться с этим явлением?

В районах с большим количеством осадков, особенно в осенний период, и значительной высотой снежного покрова, образование наледей на косогорах предотвращают путем отвода воды по утепленным канавам. Для предупреждения образования наледей в долинах водотоков углубляют и выравнивают русла, срезают петли и староречья, а также исправляют резкие уширения русла. В целях предотвращения выхода наледи на дорогу, притекающую к земляному полотну дороги воду отводят по открытым канавам, устраиваемым непосредственно в наледи. На участках систематического образования наледи устраивают постоянные задерживающие валы высотой 1,2-2,0 м из недренирующих грунтов (глины), отсыпаемых вдоль земляного полотна дороги на расстоянии 5 м от подошвы насыпи или на расстоянии 8 м от среза выемки. Эффективным мероприятием, предотвращающим образование наледей на косогорах, является возведение дренажно-каптажных устройств. Для борьбы с образовавшимися на дороге наледями осуществляют мероприятия по их ликвидации механическим или химическим способом.