20. Современные системы автоматизированного проектирования дорог: credo, robur.
ROBUR: Cфера применения САПР (система автоматизированного про-ва работ) стала неотъемлемой частью проектирования дорог. Наибольший эффект может быть получен лишь при организации комплексного процесса автоматизированного проектирования, охватывающего все стадии проектных работ и включающего графический диалог с использованием наглядных изображений.
В настоящее время существует множество программных комплексов для автоматизированного проектирования дорог. Практически все комплексы имеют похожую структуру и предполагают примерно одинаковую технологию проектирования, включающую следующие этапы:
обработка материалов изысканий и создание цифровой модели местности;
проектирование плана трассы;
проектирование продольного профиля;
проектирование верха земляного полотна;
проектирование откосов и кюветов;
оценка проектных решений.
Рассмотрим вкратце каждый из этих этапов.
Обработка материалов изысканий и создание цифровой модели местности являются одними из наиболее ответственных процессов. Адекватность модели реальному рельефу в значительной степени определяет достоверность последующих результатов проектирования.
На данном этапе осуществляется ввод в компьютер данных геодезических изысканий с электронных приборов или вручную, уравнивание теодолитных ходов и формирование базы данных съемочных точек. Затем по точкам строится ряд поверхностей, моделирующих рельеф и геологическое строение местности.
Проектирование плана трассы заключается в проложении проектной оси дороги, состоящей из отрезков прямых, дуг окружностей и участков клотоид. Проектирование ведут при помощи специализированных программных средств, позволяющих увязывать элементы плана между собою, вписывать их в существующую ситуацию и формировать исполнительные ведомости для выноса оси трассы в натуру.
На этапе проектирования профиля создается вертикальное продольное сечение дороги, состоящее из прямых участков и криволинейных вставок. Положение элементов профиля определяется расстоянием от начала трассы и отметками. В качестве криволинейных вставок используются либо дуги окружностей, либо участки квадратных или кубических парабол.
Верх земляного полотна представляет собой набор поверхностей, образующих конструктивные слои дорожной одежды. Проектирование поверхностей верха земляного полотна является весьма нетривиальной задачей, так как необходимо учитывать локальные изменения ширины дороги, дополнительные полосы, пересечения и примыкания, виражи. Как правило, формализация верха земляного полотна набором простых таблиц оказывается явно недостаточной. Наиболее универсальный подход к этой проблеме заключается в использовании параметрического представления конструкции дорожной одежды в виде шаблонов. Шаблон позволяет описать произвольную конфигурацию поперечного профиля (например, бортовые камни, дренаж и т. д.). Более того, замкнутые контуры внутри шаблона могут быть использованы для подсчета объемов работ.
Проектирование откосов, как правило, производится при помощи типовых поперечников. Описание каждого типового поперечника содержит информацию о коэффициентах заложения откосов, ширинах полок и высотах ступеней. Таким образом, проектное земляное полотно моделируется дискретными поперечными сечениями, которые впоследствии объединяются в проектную поверхность.
Проектирование кюветов наиболее целесообразно производить в два этапа. Сначала на всей длине трассы задается глубина кювета от бровки и строится продольный профиль кювета. Затем редактируется полученный профиль в целях организации водоотвода и импортируется исправленный профиль обратно на поперечники.
Оценка проектных решений выполняется при вариантном проектировании для выбора оптимального варианта дороги по технологическим, экономическим, транспортно-эксплуатационным и экологическим показателям. Отдельные наиболее сложные и ответственные участки, которые трудно представить по обычным проектным документам, изображается в более наглядном виде. Зрительная ясность оценивается в основном построением перспективных изображений. Наглядные изображения обеспечивают возможность не только увидеть искажение дороги, но и измерить отклонение для внесения исправлений в план и профиль.
CREDO ДОРОГИ - проектирование автомобильных дорог, городских улиц и магистралей
Назначение: проектирование нового строительства и реконструкции загородных автомобильных дорог всех технических категорий, транспортных развязок, городских улиц и магистралей.
Область применения: проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог.
- 1. Транспортная стратегия рф на период до 2020г.
- 2. Закон рф № 257 от 8.11.2007 об автомобильных дорогах.
- 3. Гост р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Гост р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.
- 4. Проектирование земляного полотна на слабых грунтах. Облегченные конструкции земляного полотна на слабых основаниях.
- 5. Требования гост 26776-93 по обеспечению судоходства на мостовых переходах.
- 6. Методика определения расчетного судоходного горизонта по гост 26777-93.
- 7. Методика расчета отверстий малых искусственных сооружений. Водопропускные трубы на автодорогах.
- 8. Основы теории проектирования трассы автомобильной дороги (уравнение движения автомобиля).
- 9. Особенности проектирования переходных кривых на транспортных развязках.
- 10. Расчетные схемы (формулы) определения расстояний видимости в плане и профили.
- 11. Основные принципы ландшафтного проектирования автодорог.
- 12. Ровность проезжей части - факторы влияющие на ровность и показатели «страдающие» от ровности.
- 13. Колейность на покрытиях и методы ее предотвращения и ликвидации.
- 14. Состав проекта автомобильной дороги, документы, степень детализации.
- 15. Автоматизированные системы управления дорожным движением в современных условиях.
- 16. Локальные очистные сооружения - виды, конструкции, принципы работы.
- 17. Защита от транспортного и технологического шума в зоне трассы автодороги.
- 18. Метеорологическое обеспечение безопасности дорожного движения.
- 1.Мероприятия, предусматриваемые в проектах дорог
- 2. Мероприятия, осуществляемые дорожной службой в процессе эксплуатации
- 19. Принципы дорожно-климатического районирования (зонирования) территории рф.
- 20. Современные системы автоматизированного проектирования дорог: credo, robur.
- 21. Состав работ по инженерным изысканиям под новое строительство и реконструкцию автодорог.
- 22. Современные геоинформационные технологии применяемые в дорожном строительстве.
- 23. Особенности инженерных изысканий на мостовых переходах (состав работ, оборудование, документы).
- 24. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна на неустойчивых склонах (оползни, осыпи, обвалы...)
- 25. Вертикальная планировка городских территорий, улиц, перекрестков: методы, представляемые документы.
- 27. Теоретическая пропускная способность 1 полосы движения.
- 28. Водно-тепловой режим земляного полотна - процессы в годовом цикле.
- 29. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне: планировочные решения, требования безопасности движения.
- 30. Комплексы по обслуживанию дорожного движения в современных условиях.
- 31. Особенности конструкций земляного полотна в 1-й дорожно-климатической зоне. Наледи на дорогах и в малых искусственных сооружениях.
- 32. Производственные предприятия дорожного строительства: карьеры, абз, цбз, базы инертных материалов.
- 33. Методика определения перспективной интенсивности движения при назначении категории дороги (загородной и городской).
- 34. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности.
- 35. Назначение виража, методика проектирования отгона виража.
- 37. Классификация дорожных одежд. Конструирование одежд разных типов. Конструктивные слои дорожной одежды, их назначение.
- 38. Расчет дорожных одежд нежесткого типа на прочность.
- 39. Расчет дорожных одежд на морозоустойчивость. Мероприятия по обеспечению морозоустойчивости.
- 40. Расчет жестких дорожных одежд.
- 1. Расчет дорожной одежды на морозоустойчивость
- 2. Расчёт бетонной плиты на прочность
- 3. Расчет температурных напряжений в бетонных плитах
- 41. Схемы транспортных развязок в разных уровнях.
- 42. Проектирование съездов для правых и левых поворотов (нормы и техусловия).
- 43. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна.
- 44. Методика гидрологических расчетов для назначения расчетного расхода при проектировании мостовых переходов.
- 45. Назначение отверстий больших и средних мостов. Расчет общего и местного размывов. Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений.
- 46. Назначение и функциональная роль геосинтетических материалов в конструкциях дорожных одежд, разновидности и область применения.
- 47. Характеристика битумов, применяемых в дорожном строительстве. Методы улучшения свойств битумов.
- 48. Асфальтобетон. Классификация, св-ва, требования, определение физико-механических показателей, применение в дорожном строительстве. Применение щма, литого а/б. Компакт-асфальт.
- 49. Устройство оснований из грунтов, укрепленных минеральными и органическими вяжущими материалами.
- 50. Технология приготовления горячего асфальтобетона.
- 51. Основные способы активации битумов. Контроль и оценка качества асфальтобетонных смесей.
- 52. Технологический (операционный) контроль и приемка асфальтобетонных покрытий. Требования нормативов по допускам.
- 53. Методы повышения производительности землеройных машин.
- 54. Организация и технология выторфовывания грунтов экскаваторами.
- 55. Особенности движения на городских дорогах, их конструктивные отличия от автомобильных (загородных) дорог.
- 56. Природные каменные материалы и отходы промышленности, направления, и обоснование целесообразности их использования в дорожном строительстве.
- 57. Сборные покрытия дорог, современные конструктивные решения и технология укладки.
- 58. Технология изготовления бетонных изделий на заводах жби.
- 59. Состав и разработка бизнес-плана строительной организации.
- 60. Методы организации дорожного строительства. Оптимизация моделей организации работ.
- 61. Технологии устройства земляного полотна на болотах.
- 62. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных и городских дорог.
- 63. Методы организации дорожного движения.
- 64. Технические средства организации дорожного движения.
- 65. Методы оценки и прогнозирования сроков службы дорожных одежд нежесткого типа на основе теории риска.
- 66. Способы борьбы с зимней скользкостью и снегозаносимостью при содержании автомобильных и городских дорог.
- 67. Основные требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорожных покрытий.
- 68. Методы оценки прочности дорожных одежд. Основные виды и причины возникновения деформаций и разрушений дорожных одежд.
- 69. Влияние технологических факторов строительства дорог и движения транспорта на природную среду.
- 70. Основы теории и способы уплотнения грунтов, контроль при уплотнении.
- 3.Метод режущего кольца
- 4.Плотномер-влагомер Ковалёва
- 71. Устройство брусчатых мозаиковых, клинкерных и блочных мостовых, конструктивные решения и технология.
- 72. Руководящие документы, нормы и правила по охране окружающей среды.
- 73. Методы управления дорожным движением на автомобильных и городских дорогах в современных условиях.
- 74. Автоматическое регулирование уличного движения на магистралях города.
- 75. Способы повышения шероховатости, cцепных качеств а/б покрытий.
- 76. Классификация работ при реконструкции и ремонте дорог.
- 77. Пропускная способность существующих дорог и мероприятия по ее повышению.
- 78. Способы уширения земляного полотна при реконструкции дорог.
- 79. Реконструкция дорожных одежд. Регенерация асфальтобетонных покрытий. Особенности технологии и организации работ при реконструкции дорог.
- 80. Теоретические основы влагонакопления в земляном полотне и дорожной одежде.
- 81. Методы и модели организации строительства автомобильных дорог.
- 82. Принципы, методы, системы, функции и структуры управления дорожным строительством.
- 83. Расчеты эффективности затрат производства, дисконтированная стоимость.
- 84. Менеджмент качества. Международные стандарты исо серии 9000 по качеству. Эффективность повышения качества.
- 85. Контроль качества (виды, методы, средства), оценка качества.
- 87. Конструкции и технология устройства цементобетонных покрытий. Строительство предварительно напряженных покрытий.
- 86. Техническое нормирование и нормы в дорожном хозяйстве; методы технического нормирования, методика разработки производственных норм.
- 88. Устройство покрытий из полимербетонов и бетонополимеров.
- 89. Обустройство загородных и городских дорог.
- 90. Экологические требования при возведении земляного полотна и при строительстве дорожных одежд.