logo
GOSi_1_7_FINAL (2)

69. Влияние технологических факторов строительства дорог и движения транспорта на природную среду.

При выполнении стр. работ необх. иметь в виду след. направления охраны окр. среды: - предотвращение геологических и гидрологических явлений : эрозии, осушения, заболачивания, нарушения биологических режимов естественных водоёмов; - уменьшение объёма природных ресурсов, особенно добываемых в придорожной полосе, сохр. плодородного слоя почвы, рекультивацию земель; - предотвр. или снижение до необходимых пределов загрязнения водоёмов, атмосферы,почвы; - недопущ. резкого измен-я ландшавтов, сохр-я сооружений, предоставл. историч. ценность. Влияние на окр. Среду при стр-ве д. сказывается на всех стадиях стр-ва:

1.При приготовлении, обработке и добыче мат-ов дор. конструкций;

2.При возвед. зем. полотна;

3.При уст-ве дор. одежды.

Влияние проявл-ся в виде загрязнений водоёмов, окр. территории, эрозии горных пород в карьерах и выемках, воздействие шума и вибрации на придорожную полосу, загрязнение атмосферы отработанными газами стр. техники, выделение вещ. при пригот. битума и укл. слоёв с прим. орг. вяжущих. Мероприятия по защите окр. среды, проводимые на стадии стр-ва, рассчитаны на короткий срок и выполняются одновременно с основными видами работ.

Основная задача охраны природы при строительстве дорог - рекультивация земель. Поэтому на землях, пригодных для сельскохозяйственного использования, особое внимание уделяется рекультивации отработанных карьеров. Глубокие обводненные карьеры можно использовать в качестве водоемов при формировании зон отдыха, неглубокие - приспособить для разведения водоплавающей птицы и орошения засушливых земель. Неглубокие, но значительные по площади карьеры после рекультивации используют под сельскохозяйственные угодья.

Один из основных факторов формирования территорий с учетом требований охраны природы - озеленение. Оно способствует улучшению микроклимата, приостанавливает процессы водной и ветровой эрозии почв, образует процесс "самоочищения" и регенерации окружающей среды. Поэтому при строительстве дорог необходимо бережное отношение к растительности в полосе отвода, а также создание искусственных посадок линейного типа вдоль трасс.

следует учитывать и вредные химические воздействия на произрастающие в непосредственной близости культуры.

Значительное количество выделяющегося из отработанных газов свинца откладывается в виде пыли на придорожной полосе и впоследствии смывается в почву. ввиду этого рекомендуется при высокой интенсивности движения придорожную зону до 100...150 м засевать не пищевыми, а техническими культурами.

Производственные предприятия и базы, обслуживающие дорожное строительство, по возможности следует размещать на неугодьях - в оврагах, карьерах, на косогорных участках.

Асфальто- и цементобетонные заводы - это пыльные и дымные предприятия, на которых часто приходится сжигать жидкое топливо - мазут, соляровое масло, не обеспечивается достаточная очистка отходящих газов. Эффективное решение этой проблемы - перевод процесса сушки и нагрева на электрический (что почти полностью исключает необходимость в котельных, которые создают значительные выбросы), а также газификация производственных предприятий.

Кроме мер, устраняющих выделение вредных газов, важной мерой, обеспечивающей оздоровление воздушной среды, снижение шума и формирование благоприятного микроклимата для населения, является сохранение и развитие зеленых насаждений на территории заводов, установка пылеуловителей.

На дорогах, проходящих через населенные пункты и являющихся нередко единственными благоустроенными дорогами с твердыми покрытиями, требуется проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность движения транспорта и пешеходов.