logo
GOSi_1_7_FINAL (2)

22. Современные геоинформационные технологии применяемые в дорожном строительстве.

Одной из важнейших для экономики промышленно развитой страны является дорожная отрасль. Недаром а/д играют огромную соц.-экономич. роль в жизни общества и называются «кровеносной системой» любого гос.ва. Специфическая особенность дорожной отрасли экономики в том, что ее основные сооружения являются сложными инженерными сооружениями с ярко выраженной географической природой. Соответственно основная техническая документация по а/д должна представляться графически на картографической основе или в виде условных схем и чертежей. Это предопределяет вид компьютерных технологий, используемых для управления а/д на различных, логически и функционально обусловленных этапах их жизненного цикла.Среди множества различных видов программных технологий, работающих с графической информацией, в дорожной отрасли наиболее востребованы программные технологии ГИС (геоинформационных систем) и САПР (систем автоматизированного проектирования). Кроме того, для работы с атрибутивной информацией используются технологии баз данных (БД).ГИС предназначены для управления большим количеством разномасштабной картографической информации, анализа взаимосвязей объектов в пространстве, управления атрибутными хар-ми объектов. На этапах проектирования и планирования развития сети дорог ГИС помогают проанализировать различные варианты прохождения трасс, выступая, как средство отображения тематических карт и как инструмент пространственного анализа. На этапе эксплуатации дорог ГИС, по сути, являются подробным справочником о структуре и состоянии дорог.В большинстве западных стран электронные карты и привязанная к этим картам информация из БД стала повседневным явлением. В России же применение ГИС в дорожной отрасли пока еще носит эпизодический характер в отдельных территориальных управлениях дорог.Основным целями создания ГИС а/д являются:

1. Сбор и хранение всей технической и эксплуатационной информации по сети а/д и искусственных сооружений, в том числе данные паспортизации, мониторинга и диагностики, текущей эксплуатации. ГИС содержит проекты стр-ва, реконструкции, ремонтов дорог и искусственных сооружений, а также данные авторского и технического надзора.

2. Устранение дублирования при сборе и хранении информации, получаемой по результатам разных работ.

3. Принятие управленческих решений на основе анализа всей сети дорог, а не отдельных титулов или участков. ГИС имеют специальные средства так называемого «сетевого анализа», позволяющие рассматривать сеть а/д как сложную графовую структуру и определять, как деньги, вложенные в ремонт, реконструкцию или стр-во локального участка, отразятся на эффективности функционирования всей дорожной сети.Экономический эффект от комплексного внедрения ГИС в дорожном хозяйстве м.б. огромным. В частности, устранение дублирования при сборе информации может привести к снижению стоимости отдельных видов работ на 20-50%.

ГИС автомобильных дорог состоит из 4 базовых компонентов:

1. Базовые пространственные данные. По сути, это картографическая и геодезическая основа, к которой координатно привязываются объекты а/д. К базовым пространственным данным обычно относятся: каталог геодезических пунктов, административные границы, населенные пункты, гидрография, растительность.

2. Дорожные пространственные данные. Сюда входит геометрическая (координаты объектов) и топологическая (какие дороги соединены на перекрестке) информация о дорогах:1).осевые линии дорог с разрешенными направлениями движения на перекрестках и участках;2).координаты границ землеотвода, элементов дороги и природных объектов в полосе отвода;3).подробные проектные решения.

3. Базы данных по участкам дорог и инженерным сооружениям.

4. Прикладные программы для текущей работы и принятия управленческих решений. Это огромный пласт инструментов, решающих самые разные задачи по планированию развития сети дорог, планированию ее ремонта и содержания, автоматизации инженерного документооборота, в том числе между заказчиком и подрядчиками.. К России это пока не совсем применимо, так как мы только сейчас переходим на западные показатели.