35. Назначение виража, методика проектирования отгона виража.
Схема виража 1 - отгон виража, переходная кривая; 2 - круговая кривая. Вираж - односкатный поперечный профиль, устраиваемый на круговых кривых с уклоном проезжей части и обочины к центру кривой. Вираж: •повышает устойчивость а/м при движении по кривой, •снижает износ шин, •обеспечить психологический комфорт водителя.
Виражи устраивают на дорогахII-V кат на кривых с R< 2000м на дорогах I кат R< 3000м. Поперечный уклон проезжей части iВ в приделах круговой кривой постоянен, тк постоянна центробежная сила.
iВ = , где µ- коэф. поперечной силы.
iВ в вычисляемый формуле, должен быть не более, чем уклон виража, рекомендованный СНиП 2.05.02 – 85* для данного радиуса (I кат R=3000 до 1000 и II-V кат R=2000 до 1000 i=20-30‰ R=1000-700 i=30-40‰ R=700-650 i=40-50‰ R=650-600 i=50-60‰ R<600 i=60‰). Если iВ по расчету окажется < поперечного уклона проезжей части двускатного профиля или отрицательным, вираж можно не устраивать. Однако в целях повышения безопасности движения, учитывая психологическое воздействие виража на водителя, целесообразно вираж устроить с уклоном, = уклону двухскатного профиля, или с уклоном, рекомендованным СНиП 2.05.02 – 85* для данного радиуса.
Отгон виража - постепенный переход от двухскатного поперечного профиля на прямой к односкатному поперечному профилю на круговой кривой.
Переход от двускатного профиля к односкатному можно осуществлять тремя способами:
1) вращением проезжей части относительно продольной оси
2) вращением проезжей части относительно внутренней кромки
3) вращением проезжей части относительно внешней кромки. Длина отгона виража не должна быть слишком короткой. Если она получится > длины переходной кривой, => увеличив переходн. кривую. Если вычисленная длина отгона виража < длины переходной кривой, то ее длина принимается = длине переходной кривой. Мin необходимую длину отгона виража определяют исходя из iдоп (дополнительный к продольному уклон внешней кромки проезжей части на участке отгона виража). iотгона =iпродолн + iдоп, где iдоп=B·iп /L (В-шир п/ч, iп – поперечный уклон). Мin Lотгона =B·iв / iдоп . По СНиП 2.05.02 – 85 iдоп не должен превышать для дорог I-II кат 5‰, для других кат 10‰. При расчёте отгона виража определяют превышения характерных точек профиля (бровок земляного полотна, кромок по оси проезжей части ) относительно точки вращения через каждые 10м.
З6. Основные принципы проектирования продольного профиля на автомобильных и городских дорогах. Назначение продольных уклонов и минимальных радиусов выпуклых и вогнутых вертикальных кривых.
Продольный профиль - это одна из проекций оси дороги; чертеж который оформляется в соответствии с определенными правилами, на котором изображены вертикальные сечения вдоль оси дороги. На чертеже изображены две линии: главная линия поверхности земли в сечении проходящей через продольную ось дороги (черная) и линия оси, иногда бровки, иногда наиб.поднятой кромки проезжей части проектируемой дороги (красная). Проектная линия (красная) обычно состоит из ряда прямых и кривых, если она расположена выше – то насыпь, если ниже – выемка. Также изображены линии, ограничивающие грунтовые слои, линии УГВ, указаны места пересечения с подземными и надземными коммуникациями и сооружениями.
Продольный профиль проектируется исходя из контрольных точек: сущ. мосты, пересечения с АД в одном и разных уровнях, с ж/д и др. коммуникации. Используется два основных подхода проектирования: по обертывающей (дорога проходит в небольших насыпях, которые мало меняются на протяжении всей дороги)(равнинные и слаборавнинные местности) и по секущей (насыпи чередуются с выемкой)(для пересеченной местности). Принципы проектирования:
1. Если грунты выемки пригодны для насыпи, то следует стремится к = объемов выемки и насыпи.
2) выемки следует предусматривать по вершинам холмов.
3) Точки смены выпуклые и вогнутые нужно проектировать далеко друг от друга. наим. длину элемента в прод.профиле следует принимать исходя из времени движения по нему а/м≥2,5с, лучше 4-5с.
4) продольные уклоны трассы должны следовать естественному уклону местности.
5) принципы ландшафтного проектирования:
а) при совмешении гор и вертек кривых, следует принимать R вогн не менее 4.5Rкривой в плане.
б) для R вып кривые не менее 8R в плане. Если не удается выдержать а и б, то по внешней бровке, которой в плане, устраивают знаки зрительного ориентирования (светоотражающие). в) на прямых участках не желательно устраивать вогнутые кривые. Допуск вогн кривых может быть f/l≤0,003
Продольные уклоны характеризуют прямолинейные участки продольного профеляi=h/l=tgα. Их учитывают и при проектировании кривых, так касательная кривой в любой ее точке. Чем < величина уклона, тем < суммарный расчет топлива, шума, выхлопных газов. Продольные уклоны назначаются согласно СНиП 2.05.02-85* из условий обеспечения расчетной скорости автомобилей движущихся на подъем, а также из условия безопасности движения в зимний период. (прим. V=150 i=30‰, V=120 i=40‰) Придельные продольные уклоны 1—строительные расходы на один а/м за срок окупаемости; 2 — эксплуатационные расходы на одни а/м; 3 — суммарные расходы.
Вертикальные кривые вогнутые назначаются из условия видимости поверхности дороги в ночное время (при свете фар) и допустимой нагрузки на рессоры автомобиля. Выпуклые кривые назначаются из условия видимости на поверхности дороги и встречного автомобиля. Минимальные радиусы определены для разных категорий а/д, исходя из расчетных скоростей движения. (V=150км/ч Rmin выпукл=30000, Rmin вогнут=8000, V=120, 15000/5000; V=100, 10000/3000; V=80, 5000/2000)
- 1. Транспортная стратегия рф на период до 2020г.
- 2. Закон рф № 257 от 8.11.2007 об автомобильных дорогах.
- 3. Гост р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Гост р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.
- 4. Проектирование земляного полотна на слабых грунтах. Облегченные конструкции земляного полотна на слабых основаниях.
- 5. Требования гост 26776-93 по обеспечению судоходства на мостовых переходах.
- 6. Методика определения расчетного судоходного горизонта по гост 26777-93.
- 7. Методика расчета отверстий малых искусственных сооружений. Водопропускные трубы на автодорогах.
- 8. Основы теории проектирования трассы автомобильной дороги (уравнение движения автомобиля).
- 9. Особенности проектирования переходных кривых на транспортных развязках.
- 10. Расчетные схемы (формулы) определения расстояний видимости в плане и профили.
- 11. Основные принципы ландшафтного проектирования автодорог.
- 12. Ровность проезжей части - факторы влияющие на ровность и показатели «страдающие» от ровности.
- 13. Колейность на покрытиях и методы ее предотвращения и ликвидации.
- 14. Состав проекта автомобильной дороги, документы, степень детализации.
- 15. Автоматизированные системы управления дорожным движением в современных условиях.
- 16. Локальные очистные сооружения - виды, конструкции, принципы работы.
- 17. Защита от транспортного и технологического шума в зоне трассы автодороги.
- 18. Метеорологическое обеспечение безопасности дорожного движения.
- 1.Мероприятия, предусматриваемые в проектах дорог
- 2. Мероприятия, осуществляемые дорожной службой в процессе эксплуатации
- 19. Принципы дорожно-климатического районирования (зонирования) территории рф.
- 20. Современные системы автоматизированного проектирования дорог: credo, robur.
- 21. Состав работ по инженерным изысканиям под новое строительство и реконструкцию автодорог.
- 22. Современные геоинформационные технологии применяемые в дорожном строительстве.
- 23. Особенности инженерных изысканий на мостовых переходах (состав работ, оборудование, документы).
- 24. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна на неустойчивых склонах (оползни, осыпи, обвалы...)
- 25. Вертикальная планировка городских территорий, улиц, перекрестков: методы, представляемые документы.
- 27. Теоретическая пропускная способность 1 полосы движения.
- 28. Водно-тепловой режим земляного полотна - процессы в годовом цикле.
- 29. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне: планировочные решения, требования безопасности движения.
- 30. Комплексы по обслуживанию дорожного движения в современных условиях.
- 31. Особенности конструкций земляного полотна в 1-й дорожно-климатической зоне. Наледи на дорогах и в малых искусственных сооружениях.
- 32. Производственные предприятия дорожного строительства: карьеры, абз, цбз, базы инертных материалов.
- 33. Методика определения перспективной интенсивности движения при назначении категории дороги (загородной и городской).
- 34. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности.
- 35. Назначение виража, методика проектирования отгона виража.
- 37. Классификация дорожных одежд. Конструирование одежд разных типов. Конструктивные слои дорожной одежды, их назначение.
- 38. Расчет дорожных одежд нежесткого типа на прочность.
- 39. Расчет дорожных одежд на морозоустойчивость. Мероприятия по обеспечению морозоустойчивости.
- 40. Расчет жестких дорожных одежд.
- 1. Расчет дорожной одежды на морозоустойчивость
- 2. Расчёт бетонной плиты на прочность
- 3. Расчет температурных напряжений в бетонных плитах
- 41. Схемы транспортных развязок в разных уровнях.
- 42. Проектирование съездов для правых и левых поворотов (нормы и техусловия).
- 43. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна.
- 44. Методика гидрологических расчетов для назначения расчетного расхода при проектировании мостовых переходов.
- 45. Назначение отверстий больших и средних мостов. Расчет общего и местного размывов. Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений.
- 46. Назначение и функциональная роль геосинтетических материалов в конструкциях дорожных одежд, разновидности и область применения.
- 47. Характеристика битумов, применяемых в дорожном строительстве. Методы улучшения свойств битумов.
- 48. Асфальтобетон. Классификация, св-ва, требования, определение физико-механических показателей, применение в дорожном строительстве. Применение щма, литого а/б. Компакт-асфальт.
- 49. Устройство оснований из грунтов, укрепленных минеральными и органическими вяжущими материалами.
- 50. Технология приготовления горячего асфальтобетона.
- 51. Основные способы активации битумов. Контроль и оценка качества асфальтобетонных смесей.
- 52. Технологический (операционный) контроль и приемка асфальтобетонных покрытий. Требования нормативов по допускам.
- 53. Методы повышения производительности землеройных машин.
- 54. Организация и технология выторфовывания грунтов экскаваторами.
- 55. Особенности движения на городских дорогах, их конструктивные отличия от автомобильных (загородных) дорог.
- 56. Природные каменные материалы и отходы промышленности, направления, и обоснование целесообразности их использования в дорожном строительстве.
- 57. Сборные покрытия дорог, современные конструктивные решения и технология укладки.
- 58. Технология изготовления бетонных изделий на заводах жби.
- 59. Состав и разработка бизнес-плана строительной организации.
- 60. Методы организации дорожного строительства. Оптимизация моделей организации работ.
- 61. Технологии устройства земляного полотна на болотах.
- 62. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных и городских дорог.
- 63. Методы организации дорожного движения.
- 64. Технические средства организации дорожного движения.
- 65. Методы оценки и прогнозирования сроков службы дорожных одежд нежесткого типа на основе теории риска.
- 66. Способы борьбы с зимней скользкостью и снегозаносимостью при содержании автомобильных и городских дорог.
- 67. Основные требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорожных покрытий.
- 68. Методы оценки прочности дорожных одежд. Основные виды и причины возникновения деформаций и разрушений дорожных одежд.
- 69. Влияние технологических факторов строительства дорог и движения транспорта на природную среду.
- 70. Основы теории и способы уплотнения грунтов, контроль при уплотнении.
- 3.Метод режущего кольца
- 4.Плотномер-влагомер Ковалёва
- 71. Устройство брусчатых мозаиковых, клинкерных и блочных мостовых, конструктивные решения и технология.
- 72. Руководящие документы, нормы и правила по охране окружающей среды.
- 73. Методы управления дорожным движением на автомобильных и городских дорогах в современных условиях.
- 74. Автоматическое регулирование уличного движения на магистралях города.
- 75. Способы повышения шероховатости, cцепных качеств а/б покрытий.
- 76. Классификация работ при реконструкции и ремонте дорог.
- 77. Пропускная способность существующих дорог и мероприятия по ее повышению.
- 78. Способы уширения земляного полотна при реконструкции дорог.
- 79. Реконструкция дорожных одежд. Регенерация асфальтобетонных покрытий. Особенности технологии и организации работ при реконструкции дорог.
- 80. Теоретические основы влагонакопления в земляном полотне и дорожной одежде.
- 81. Методы и модели организации строительства автомобильных дорог.
- 82. Принципы, методы, системы, функции и структуры управления дорожным строительством.
- 83. Расчеты эффективности затрат производства, дисконтированная стоимость.
- 84. Менеджмент качества. Международные стандарты исо серии 9000 по качеству. Эффективность повышения качества.
- 85. Контроль качества (виды, методы, средства), оценка качества.
- 87. Конструкции и технология устройства цементобетонных покрытий. Строительство предварительно напряженных покрытий.
- 86. Техническое нормирование и нормы в дорожном хозяйстве; методы технического нормирования, методика разработки производственных норм.
- 88. Устройство покрытий из полимербетонов и бетонополимеров.
- 89. Обустройство загородных и городских дорог.
- 90. Экологические требования при возведении земляного полотна и при строительстве дорожных одежд.