logo
GOSi_1_7_FINAL (2)

17. Защита от транспортного и технологического шума в зоне трассы автодороги.

При проектировании шумозащитных мероприятий сложность достижения требуемого снижения уровней шума можно оценить следующим образом:

Требуемое снижение уровня шума, дБА: 5/10/15/20

Сложность достижения результатов: Легко/ Достижимо (возможно)/ Сложно/ Очень сложно

При проложении дорог вблизи от застройки следует использовать элементы рельефа в качестве естественных преград на пути распространения шума, трассировать дорогу в естественных выемках, по дну оврагов, ложбин и т.п.

В случаях, когда уровни транспортного шума не превышают допустимые более чем на 15 дБА, а увеличение расстояния до жилой застройки невозможно или нецелесообразно, необходимо предусматривать специальные шумозащитные сооружения и рационально проектировать поперечный профиль земляного полотна. Существенное влияние на снижение транспортного шума оказывают препятствия в виде шумозащитных барьеров, галерей, грунтовых валов, откосов выемок.

Шумозащитные барьеры не должны являться элементами повышенной опасности. Для достижения этих целей барьеры могут быть вынесены за границу полосы отвода автомобильной дороги, выполнены комбинированными с ограждениями, защищены ограждениями (рис.1). В последнем случае расстояние между ограждениями и шумозащитным сооружением должно быть больше максимального прогиба ограждения при наезде автомобиля с расчетной скоростью и достаточным для обеспечения возможности механизированной уборки снега. Длину отгона ограждений за шумозащитным сооружением назначают не менее 9 м.

Рис.1. Схема установки ограждений у шумозащитных барьеров:

а - полужесткого планочного типа отдельно от барьера; б - ограждение жесткого парапетного типа, комбинированное с

барьером; в - ограждение полужесткого планочного типа, усиленное тросом и комбинированное с барьером

При расположении жилой застройки с обеих сторон от автомобильной дороги отражение шума от поверхности барьера может привести к его увеличению в жилой застройке. В таких случаях применяют шумопоглощающие барьеры, которые в результате поглощения звуковой энергии в отличие от шумоотражающих не вызывают увеличения уровней шума на противоположной стороне и в салонах проезжающих автомобилей

Снижение шума в застройке можно достичь также за счет наклона шумоотражающего барьера и отражения шума в сторону от жилой застройки, либо строительством ступенчатого шумоотражающего барьера.

При наличии разделительной полосы на автомобильной дороге шумозащитный барьер устанавливают также по ее оси, совмещая при необходимости с ограждением. В этих случаях барьер одновременно препятствует ослеплению водителей светом фар встречных автомобилей. Высота шумопоглощающего барьера для обеспечения высокой эффективности его работы должна быть не менее 2 м.

Шумозащитные барьеры и их стойки должны рассчитываться на ветровые нагрузки, быть прочными и долговечными, легко монтироваться в полевых условиях, вписываться в ландшафт. Их устройство не должно приводить к снижению безопасности движения из-за ухудшения освещенности проезжей части в дневное время, появления резких теней на покрытии, повышения утомляемости водителя вследствие однообразия окружающей обстановки.

Проектирование земляного полотна в выемках в пределах населенных пунктов является одним из эффективных способов защиты от шума. При использовании откосов выемок как способа защиты от шума их рекомендуется выполнять без округления верхней кромки для обеспечения большего снижения шума. Если глубина выемки является недостаточной, ее эффективность может быть увеличена путем установки шумозащитных барьеров или отсыпки грунтовых валов необтекаемой формы.

Разработку рекомендаций по снижению шума средствами организации движения осуществляют, если значения уровней шума превышают допустимые не более чем на 3 дБА. К таким средствам относятся: снижение скоростей движения, уменьшение задержек автомобилей на пересечениях, распределение потоков автомобилей по параллельным маршрутам, обеспечение постоянной скорости движения автомобилей по дороге без переключения передач. Снижение средней скорости движения на 10 и 20 км/ч приводит к уменьшению уровня звука на 1,5 и 3,5 дБА соответственно.

Для снижения уровней звука транспортных потоков в жилой зоне рекомендуется устраивать покрытия из мелкощебенистого асфальтобетона, а при применении шероховатых поверхностных обработок использовать щебень не крупнее 10 мм.

Эффективность снижения шума зелеными насаждениями зависит от конструкции посадки, подбора древесно-кустарниковых пород, плотности и густоты крон, возраста посадок. Конструкция шумозащитных полос зеленых насаждений должна обеспечивать плотное смыкание пространства под кронами до поверхности земли или его заполнение густым кустарником.

Полосы зеленых насаждений рекомендуется располагать как можно ближе к источнику шума, но из условий безопасности движения не ближе 9-10 м от кромки проезжей части.