logo search
Лекция итог

4.2 Краткая характеристика, способы перевозки и хранения навалочных грузов

Навалочные грузы допускают погрузку и выгрузку навалом, то есть выдерживают падение с высоты. Такие грузы учитываются по объему и массе (руда, уголь, песок, глина и т. п.).

По физическим свойствам навалочные грузы подразделяются:

на кусковые, сыпучие и липкие.

Для таких грузов рационально применять самосвалы; порошкообразные и пылевидные (мука, цемент). Перевозка таких грузов наиболее эффективна специализированными цистернами.

По условиям перевозки и хранения навалочные грузы делятся"на две основные группы:

а) грузы, которые можно хранить на открытых площадках и пере­возить в открытых судах и вагонах (уголь, руда, нерудные строитель­ные материалы, техническая соль и др.);

б) грузы, требующие для своего хранения и перевозки преимуще­ственно закрытых складов и закрытых транспортных средств (пище­вая поваренная и калийная соль и др.).

При выборе способа перегрузки необходимо учитывать физико-механические и химические свойства навалочных грузов: объемный вес, влажность, слеживаемость, угол естественного откоса, допусти­мую высоту штабелирования, подверженность самовозгоранию и др.

Различают:

– легкие грунты, частицы которых слабо связаны между собой, относятся пески и близкие к ним грунты, содержащие не более одной трети глинистых частиц, а также растительная земля.

– плотные грунты (относятся суглинки) т. е. грунты, содер­жащие от одной до двух третей глинистых частиц и глины. Легкие грун­ты повышенной влажности (но не разжиженные) также становятся более трудными для разработки.

– скальные грунты представляют собой каменистые породы, разра­ботка которых обычно производится только после предварительного их разрыхления.

Правила перевозки грузов

При автомобильной перевозке в зимнее время года песка, гравия, щебня, мела, шлака, керамзита, глины, торфа (торфобрикета), грунта, бетона, строительных растворов и других навалочных грузов грузоотправитель должен обеспечить покрытие внутренней поверхности кузова грузового транспортного средства в зависимости от свойств перевозимого груза специальными материалами (лаком, опилками, мелким песком, известью, поваренной солью и другими), предотвращающими примерзание груза к поверхности кузова, если в соответствующем договоре не предусмотрен другой порядок.

При автомобильной перевозке навалочных (сыпучих) грузов по дорогам с усовершенствованным покрытием заказчик автомобильной перевозки должен оборудовать кузов грузового транспортного средства пологом для защиты автомобильной дороги и придорожной полосы от загрязнений, если иное не предусмотрено в соответствующем договоре.

Грузоотправитель должен грузить нерудные строительные материалы с помощью погрузочных механизмов, имеющих ковш вместимостью не более 1/3 вместимости кузова грузового транспортного средства.