logo search
GOSi_1_7_FINAL (2)

45. Назначение отверстий больших и средних мостов. Расчет общего и местного размывов. Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений.

Расчет отверстия моста.

Назначение отверстия моста производится на основе расчетов и сравн. вариантов. Так как мост. переход состоит из комплекса сооруж., то уменьш. отверстия моста и экономия на стоимости пролет. строений может повлечь за собой увелич. стоимости подходов, регуляционных сооружений и опор моста. С другой стороны, необоснованное увеличение отверстия моста вызывает дополн. расходы на постройку дорогостоящих конструкций пролет.строений и опор.

Для равнинных рек с широкими поймами небольшим отверстием моста можно считать отверстие, характеризуемое наименьшим коэффициентом размыва Р=1.

Размер отверстия моста может быть получен по формуле, выведенный из уравнения предельного баланса наносов

Lмах=(Врб/1-b/l)(Qр%/Qрб)4/3,

где Lмах - наибольшее отверстие моста;

Врб - ширина русла в бытовых условиях;

b - ширина опоры по фасаду; l - величина пролета;

Qр% - расчетный расход;

Qрб - расход, проходимый в бытовых условиях в русловой части водотока при РУВВ.

Для выбора наивыгоднейшего отверстия моста по экономическим показателям

рекомендуется рассчитать ряд отверстий при различных коэффициентах размыва.

L = Lмах/Р3/2,

где Lмах - наибольшее отверстие моста, рассчитанное по формуле при отсутствии размыва;

Р - принятый коэффициент размыва.

Расчет общего и местного размывов.

Для принятого отверстия моста производится расчет общего размыва русла под мостом и глубины местного размыва у опор. Расчет глубины общего размыва рекомендуется производить по допускаемым скоростям течения. Предварительно следует разбить отверстие моста на пролеты, т.е. составить схему моста в «осях».

Проектирование подходов к мосту и регуляционных сооружений.

Наименьшая отметка бровки земляного полотна на поймах вычисляется по формуле:

Hmin=РУВВ+hн+hнаб+0.5

где hнаб -высота набега волны на откос насыпи, м;

0.5 - гарантийный запас высоты насыпи;

РУВВ - отметка уровня высоких вод при расчет. расходе;

hн - величина подпора у подходной насыпи, м.

Минимальная отметка оси проезжей части в судоходных пролетах должна быть не менее:

Нпч=РСГ+Нг+hстр,

при этом НпчРУВВ+0.75+ hстр,

где РСГ - отметка расчетного судоходного горизонта; Нг– высота над расчетным судоходным горизонтом; РУВВ - отметка расчетного уровня паводка; hстр – строит. или конструктивная высота, назначаемая в зависимости от размеров пролета, материала и конструкции пролетного строения.

Проектирование струенаправляющих дамб и траверсов

Струенаправляющие дамбы и траверсы устраивают на мостовых переходах через реки с проймами, пропускающими не менее 15% расчетного расхода воды, а также при значительной косине перехода и при необходимости воздействовать на русловой процесс.

Струенаправляющая дамба представляет собой незатопляемую насыпь, обычно криволинейного очертания в плане, с укрепленными откосами крутизной 1:2 - 1:1.5. Ширина дамбы по верху 2-3м.

Отметка бровки дамбы Нд назначается на 0.25 м выше РУВВ с учетом высоты набега ветровой волны hнаб и подпора воды перед мостом hв:

Hд= РУВВ+hнаб+hв+0.25

Струенаправляющие дамбы, подводящие пойменные потоки к отверстию моста, называются верховыми дамбами, а отводящие поток от отверстия моста вниз по течению - низовыми.

Расчет размеров и планового очертания эллиптических струенаправляющих дамб производится по методике А.М. Латышенкова.

Определение коэффициента стеснения потока подходной насыпью для левобережной и правобережной пойм:

при односторонней пойме

= Qпер/ Qp%;

при двухсторонней пойме (для каждой поймы)

= Qпер/(Qп+0,5Qp) ,

где Qp% - полный расход

Qпер- расход, проходивший в бытовых условиях на части поймы, перекрытой насыпью м3/с;

Qп- расход проходивший в бытовых условиях на пойме м3/с;

Qр- расход, проходивший в бытовых условиях в русле;