61. Технологии устройства земляного полотна на болотах.
Болота образуются и развиваются на избыточно увлажнённых участках земной поверхности. По происхождению болота разделяют на два вида: сплавинные, образовавшиеся при зарастании водоёмов и рек; торфяные, появившиеся вследствие заболачивания суши.По условиям расположения и питания водой различают болота: низинные-грунтового,озёрного или речного питания; переходные-смешанного питания; верховые- атмосферного питания. В строительной практике пользуются классификацией, основанной на характеристике строения болотной толщи(типы:I a, I б, II а, II б, III). Грунты болотной толщи делят по прочностным показателям на три строительных типа: I тип- грунты, выдавливание которых из-под насыпи невозможно; II тип- грунты, выдавливание которых возможно; III тип- грунты, выдавливание которых происходит обязательно. Конструкции з.п. на болотах принимают с учётом типа болот, свойств болотных грунтов,капитальности дорожных соружений и экономических факторов.
При строительстве дорог с усовершенствованными капитальными или облегчёнными типами покрытий применяют конструкции, при которых исключается осадка з.п. после устройства дорожной одежды. На болотах 1 типа небольшой глубины устраивают насыпи, опирающиеся на минеральное дно или с продольными прорезями, на глубоких болотах с вертикальными дренами. При строительстве дорог с переходными и низшеми типами покрытий на болотах I и II типов глубиной до 4 м возводят насыпи с частичным выторфовыванием или без него. На болотах III типа дороги с любым типом покрытия устраивают в насыпи, опирающейся на минеральное дно болота. Такую конструкцию применяют и на болотах II типа при соружении дорог с усовершенствованными покрытиями.
Возведение насыпей с полным или частичным выторфовыванием.
Удаление торфа - выторфовывание -производят с помощью машин, взрывным способом или применяют гидромеханизацию. Выторфовывание возможно только на болотах 1 и II типов. До начала основных работ на болотах выполняют подготовительные работы, которые состоят из расчистки дорожной полосы от леса, осушительных работ и устройства подъездов для движения тр.средств. Подготовительные работы часто выполняют в зимний период. Когда при достаточной глубине промерзания можно применять обычные машины.
Выторфовывание машинами.Для удаления торфа применяют бульдозеры или экскаваторы.При неглубоких осушенных болотах(до 2 м) или при естественном уровне воды над минеральным дном выторфовывание производят бульдозером путём послойной разработки торфа перпендикулярно оси дороги. Отвалы торфа располагают по краям выработки.Выторфовывание бульдозером экономичнее, чем экскаватором. Выторфовывание экск-м производят с оборудованием драглайн. 2 способа:экск-р перемещается непосредственно по поверхности болота или по пререносным щитам(работа «на себя») или экск-р перемещается по отсыпаемой насыпи(работает «от себя»). Одновременно устраивают и боковые канавы. Траншею, образовавщуюся при выторфовывании, необходимо быстро заполнять грунтом насыпи., так как откосы её сравнительно скоро оплывают и пустая траншея заполняется водой или жидкой болотной массой. Для уплотнения нижней части насыпи применяют метод временной пригрузки, механическое уплотнение трамбующими плитами и глубинное виброуплотнение. Грунт верхней части насыпи уплотняют обычным послойным способом катками или трамбующими машинами.
Выторфовывание взрывным способом. Взрывами можно производить полное или частичное удаление торфа. Рыхление торфа(разрушение структуры), выравнивание минерального дна или устройство упорных канав при уклоне дна болота для предотврещения скольжения насыпи. Выторфовывание взрывным способом выполняют продольными или поперечными траншеями(продольные траншеи применяют лишь при возможности подъезда к ним тр.средств с грунтом). Во многих случаях для погружения насыпи на минеральное дно достаточно разрушить структуру торфа взрывами рыхления.
Выторфовывание по способу гидромеханизации при сооружении з.п. эффективно при достаточно больших объёмах работ, сосредоточенных на небольшом участке. наличии достаточного объёма воды и дешевой электроэнергии. Сущность работ состоит в размыве торфа мощной струёй воды, в результате чего образуется рыхлая жидкая масса, которая легко отжимается грунтом возводимой насыпи.
Без выторфовывания возводят насыпи главным образом на болотах III типа. Массой насыпи в процессе её сооружения вытесняют болотный грунт и она опускается до дна.
Возведение з.п. с дренажными прорезями и вертикальными дренами. З.п. с дренажными прорезями(с продольными прорезями) устраивают на болотах 1 типа глубиной до 3 м. при большей глубине применяют конструкцию с вертикальными дренами. Для устройства прорезей используют экскаваторы с ходовой частью болотной модификации. Технология работ включает:устройство прорезей; доставка дренирующего грунта(песка) автомобилями; перемещение песка и засыпку прорезей бульдозером; послойную отсыпку насыпи до необходимой высоты. З.п. с вертикальными дренами: устр-во песчаной подушки; устр-во вертикальных дрен; возведение насыпи до высоты, обеспечивающей необходимую пригрузку; снятие пригрузочного слоя и выравнивание з.п..
- 1. Транспортная стратегия рф на период до 2020г.
- 2. Закон рф № 257 от 8.11.2007 об автомобильных дорогах.
- 3. Гост р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Гост р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.
- 4. Проектирование земляного полотна на слабых грунтах. Облегченные конструкции земляного полотна на слабых основаниях.
- 5. Требования гост 26776-93 по обеспечению судоходства на мостовых переходах.
- 6. Методика определения расчетного судоходного горизонта по гост 26777-93.
- 7. Методика расчета отверстий малых искусственных сооружений. Водопропускные трубы на автодорогах.
- 8. Основы теории проектирования трассы автомобильной дороги (уравнение движения автомобиля).
- 9. Особенности проектирования переходных кривых на транспортных развязках.
- 10. Расчетные схемы (формулы) определения расстояний видимости в плане и профили.
- 11. Основные принципы ландшафтного проектирования автодорог.
- 12. Ровность проезжей части - факторы влияющие на ровность и показатели «страдающие» от ровности.
- 13. Колейность на покрытиях и методы ее предотвращения и ликвидации.
- 14. Состав проекта автомобильной дороги, документы, степень детализации.
- 15. Автоматизированные системы управления дорожным движением в современных условиях.
- 16. Локальные очистные сооружения - виды, конструкции, принципы работы.
- 17. Защита от транспортного и технологического шума в зоне трассы автодороги.
- 18. Метеорологическое обеспечение безопасности дорожного движения.
- 1.Мероприятия, предусматриваемые в проектах дорог
- 2. Мероприятия, осуществляемые дорожной службой в процессе эксплуатации
- 19. Принципы дорожно-климатического районирования (зонирования) территории рф.
- 20. Современные системы автоматизированного проектирования дорог: credo, robur.
- 21. Состав работ по инженерным изысканиям под новое строительство и реконструкцию автодорог.
- 22. Современные геоинформационные технологии применяемые в дорожном строительстве.
- 23. Особенности инженерных изысканий на мостовых переходах (состав работ, оборудование, документы).
- 24. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна на неустойчивых склонах (оползни, осыпи, обвалы...)
- 25. Вертикальная планировка городских территорий, улиц, перекрестков: методы, представляемые документы.
- 27. Теоретическая пропускная способность 1 полосы движения.
- 28. Водно-тепловой режим земляного полотна - процессы в годовом цикле.
- 29. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне: планировочные решения, требования безопасности движения.
- 30. Комплексы по обслуживанию дорожного движения в современных условиях.
- 31. Особенности конструкций земляного полотна в 1-й дорожно-климатической зоне. Наледи на дорогах и в малых искусственных сооружениях.
- 32. Производственные предприятия дорожного строительства: карьеры, абз, цбз, базы инертных материалов.
- 33. Методика определения перспективной интенсивности движения при назначении категории дороги (загородной и городской).
- 34. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности.
- 35. Назначение виража, методика проектирования отгона виража.
- 37. Классификация дорожных одежд. Конструирование одежд разных типов. Конструктивные слои дорожной одежды, их назначение.
- 38. Расчет дорожных одежд нежесткого типа на прочность.
- 39. Расчет дорожных одежд на морозоустойчивость. Мероприятия по обеспечению морозоустойчивости.
- 40. Расчет жестких дорожных одежд.
- 1. Расчет дорожной одежды на морозоустойчивость
- 2. Расчёт бетонной плиты на прочность
- 3. Расчет температурных напряжений в бетонных плитах
- 41. Схемы транспортных развязок в разных уровнях.
- 42. Проектирование съездов для правых и левых поворотов (нормы и техусловия).
- 43. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна.
- 44. Методика гидрологических расчетов для назначения расчетного расхода при проектировании мостовых переходов.
- 45. Назначение отверстий больших и средних мостов. Расчет общего и местного размывов. Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений.
- 46. Назначение и функциональная роль геосинтетических материалов в конструкциях дорожных одежд, разновидности и область применения.
- 47. Характеристика битумов, применяемых в дорожном строительстве. Методы улучшения свойств битумов.
- 48. Асфальтобетон. Классификация, св-ва, требования, определение физико-механических показателей, применение в дорожном строительстве. Применение щма, литого а/б. Компакт-асфальт.
- 49. Устройство оснований из грунтов, укрепленных минеральными и органическими вяжущими материалами.
- 50. Технология приготовления горячего асфальтобетона.
- 51. Основные способы активации битумов. Контроль и оценка качества асфальтобетонных смесей.
- 52. Технологический (операционный) контроль и приемка асфальтобетонных покрытий. Требования нормативов по допускам.
- 53. Методы повышения производительности землеройных машин.
- 54. Организация и технология выторфовывания грунтов экскаваторами.
- 55. Особенности движения на городских дорогах, их конструктивные отличия от автомобильных (загородных) дорог.
- 56. Природные каменные материалы и отходы промышленности, направления, и обоснование целесообразности их использования в дорожном строительстве.
- 57. Сборные покрытия дорог, современные конструктивные решения и технология укладки.
- 58. Технология изготовления бетонных изделий на заводах жби.
- 59. Состав и разработка бизнес-плана строительной организации.
- 60. Методы организации дорожного строительства. Оптимизация моделей организации работ.
- 61. Технологии устройства земляного полотна на болотах.
- 62. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных и городских дорог.
- 63. Методы организации дорожного движения.
- 64. Технические средства организации дорожного движения.
- 65. Методы оценки и прогнозирования сроков службы дорожных одежд нежесткого типа на основе теории риска.
- 66. Способы борьбы с зимней скользкостью и снегозаносимостью при содержании автомобильных и городских дорог.
- 67. Основные требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорожных покрытий.
- 68. Методы оценки прочности дорожных одежд. Основные виды и причины возникновения деформаций и разрушений дорожных одежд.
- 69. Влияние технологических факторов строительства дорог и движения транспорта на природную среду.
- 70. Основы теории и способы уплотнения грунтов, контроль при уплотнении.
- 3.Метод режущего кольца
- 4.Плотномер-влагомер Ковалёва
- 71. Устройство брусчатых мозаиковых, клинкерных и блочных мостовых, конструктивные решения и технология.
- 72. Руководящие документы, нормы и правила по охране окружающей среды.
- 73. Методы управления дорожным движением на автомобильных и городских дорогах в современных условиях.
- 74. Автоматическое регулирование уличного движения на магистралях города.
- 75. Способы повышения шероховатости, cцепных качеств а/б покрытий.
- 76. Классификация работ при реконструкции и ремонте дорог.
- 77. Пропускная способность существующих дорог и мероприятия по ее повышению.
- 78. Способы уширения земляного полотна при реконструкции дорог.
- 79. Реконструкция дорожных одежд. Регенерация асфальтобетонных покрытий. Особенности технологии и организации работ при реконструкции дорог.
- 80. Теоретические основы влагонакопления в земляном полотне и дорожной одежде.
- 81. Методы и модели организации строительства автомобильных дорог.
- 82. Принципы, методы, системы, функции и структуры управления дорожным строительством.
- 83. Расчеты эффективности затрат производства, дисконтированная стоимость.
- 84. Менеджмент качества. Международные стандарты исо серии 9000 по качеству. Эффективность повышения качества.
- 85. Контроль качества (виды, методы, средства), оценка качества.
- 87. Конструкции и технология устройства цементобетонных покрытий. Строительство предварительно напряженных покрытий.
- 86. Техническое нормирование и нормы в дорожном хозяйстве; методы технического нормирования, методика разработки производственных норм.
- 88. Устройство покрытий из полимербетонов и бетонополимеров.
- 89. Обустройство загородных и городских дорог.
- 90. Экологические требования при возведении земляного полотна и при строительстве дорожных одежд.