85. Контроль качества (виды, методы, средства), оценка качества.
Все показатели качества автомобильной дороги можно разделить на четыре блока по признакам:
-технологические показатели:
-конструкции;
-материалов;
-технологии;
-механизмов.
-технико-экономические показатели:
-хозяйственная эффективность;
-экономическая эффективность.
-эргономические показатели:
-гигиенические;
-антропометрические;
-физиологические;
-психологические.
-транспортно-эксплуатационные:
-характеризующие транспортную работу дороги (интенсивность, состав движения, объём движения, пропускная способность, загрузка движением, скорость движения, время сообщения);
-технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна (прочность дорожной одежды и земляного полотна, ровность покрытия, шероховатость, коэффициент сцепления, износостойкость, работоспособность)
-общее состояние дороги и условий движения (надёжность, проезжаемость, относительная аварийность, коэффициент безопасности, коэффициент аварийности, обеспечение видимости)
-эффективность транспортной работы дороги (себестоимость перевозок, потери от дорожно-транспортных происшествий).
Учитывая, что технико-экономические и эргономические показатели автомобильной дороги закладываются проектирующими организациями, а такие транспортно-эксплуатационные показатели как транспортная работа дороги, общее состояние дороги и эффективность транспортной работы дороги – контролируются надзорными органами и непосредственного отношения к технологии строительства не имеют, то предприятия дорожного хозяйства при производстве работ по строительству или реконструкции автомобильных дорог контролируют группу технологических качеств дороги и технико-эксплуатационные качества дорожной одежды и земляного полотна.
Производственный контроль качества строительно-монтажных работ подразделяется на входной, операционный и выходной или приёмочный.
Входному контролю подвергают по ГОСТ дорожно-строительные материалы, полуфабрикаты, изделия, асфальтобетонные смеси и другие материалы собственного производства. Ведущее место при проведении входного контроля занимает лаборатория.
Операционный контроль осуществляют в процессе выполнения всех технологических операций по строительству автомобильной дороги (согласно требований СНиП и другой нормативно-технической документации). Результат операционного контроля – информация о качественных показателях, на основе которых разрабатывают и реализуют меры по устранению и предупреждению дефектов.
Выходной или приёмочный контроль заключается в проверке и оценке отдельных видов строительно-монтажных работ при приёмке их от исполнителя, скрытых работ, отдельных ответственных конструкций и законченных строительством участков автомобильной дороги. Контроль осуществляют прорабы, технический надзор заказчика, рабочие и государственные комиссии.
При операционном контроле качества работ по устройству дорожной одежды контролируют по каждому укладываемому слою не реже чем через каждые 100 метров высотные отметки по оси дороги; ширину (расстояние между осью и бровкой); толщину слоя неуплотнённого материала по его оси; поперечный уклон; ровность (просвет под рейкой длиной 3 метра на расстоянии 0,75 – 1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга- согласно приложению 2 [4].
При возведении насыпей плотность грунта после уплотнения слоя не должна быть меньше установленной требованиями нормативных источников. При этом контролируется влажность грунта, с той целью, что уплотнение должно производиться при оптимальной влажности. До начала работ по сооружению земляного полотна должно быть проверено соответствие принятых в проекте и действительных показателей состава (крупность частиц, пластичность глинистых грунтов) и состояния (влажность, плотность) грунтов в карьерах, резервах, выемках, естественных основаниях.
При операционном контроле качества сооружения земляного полотна проверяют также: правильность размещения осевой линии поверхности земляного полотна в плане; высотные отметки по оси; толщину снимаемого плодородного слоя грунта: плотность грунта в основании земляного полотна; однородность грунта в слоях насыпи; плотность грунта в слоях насыпи; поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой земляного полотна); поперечные уклоны; уменьшение крутизны откосов; правильность выполнения водоотводных и дренажных сооружений, прослоек, укрепления откосов и обочин (увеличение поперечных размеров кюветов, нагорных и других канав, глубину кюветов, поперечные размеры дренажей, продольные уклоны дренажей, ширину насыпных бирм).
При устройстве оснований и покрытий из укреплённых грунтов контролируют: гранулометрический состав крупнообломочных и песчаных грунтов; число пластичности глинистых грунтов; степень размельчения глинистых грунтов путём рассева проб на ситах с отверстиями 5 и 10 мм; температуру органического вяжущего перед использованием; качество смеси путём определения прочности образцов на сжатие; влажность обрабатываемых грунтов и готовой смеси перед её уплотнением и плотность материала в уплотнённом слое в трёх точках на поперечнике (по оси и на расстоянии 0,5 метра от кромки слоя). Пригодность зол уноса и золошлаковых смесей или молотого известняка для использования их в качестве добавок в несвязные грунты определяют по содержанию в них частиц размером не менее 0,071 мм (не менее 60%) и крупнее 2 мм (не более 5%).
При устройстве щебёночных, гравийных, шлаковых оснований, покрытий и мостовых помимо геометрических размеров и проектного положения контролируют: влажность щебня и пескоцементной смеси; прочность пескоцемента. Качество уплотнения щебёночных, гравийных и шлаковых оснований и покрытий контролируют путём контрольного прохода катка массой 10-13 тонн по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом, а положенная под валец щебёнка должна раздавливаться.
При устройстве оснований и покрытий из щебёночных, гравийных и песчаных материалов, обработанных неорганическими вяжущими, контролируют помимо геометрических размеров и проектного положения: влажность смеси; прочность материала; качество уплотнения, соблюдение режима ухода. Качество уплотнения проверяют путём контрольного прохода катка массой 10-13 тонн по всей длине контролируемого участка, после которого на основании (покрытии) не должно оставаться следа и возникать волны перед вальцом.
При приготовлении асфальтобетонной смеси контролируют: температуру битума и минеральных материалов; температуру готовой асфальтобетонной смеси; качество смеси; качество битума; качество щебня, песка и минерального порошка.
В процессе строительства покрытия и основания контролируют: высотные отметки по оси; ширину слоя; толщину слоя (по вырубкам или кернам); поперечный уклон; ровность (просветы под трёхметровой рейкой); также контролируют температуру горячей асфальтобетонной смеси в процессе строительства; качество продольных и поперечных сопряжений укладываемых полос; качество сцепления слоёв покрытия; качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок).
В процессе устройства асфальтобетонного покрытия и в период его формирования контролируют: качество восстановления разрытий; ровность, плотность, состояние (обработка вяжущим) основания; правильность установки решёток и крышек люков колодцев подземных сетей; температуру смеси в процессе строительства покрытия (в начале уплотнения) при использовании горячих смесей; температуру смеси при использовании литого асфальтобетона; также контролируют лимит времени для транспортирования горячих смесей.
При приготовлении цементобетонной смеси контролируют: соблюдение технологических режимов приготовления смеси; показатель удобоукладываемости бетонной смеси; объём вовлечённого воздуха; концентрацию рабочих растворов химических добавок; прочность бетона путём испытания трёх контрольных образцов-балок, изготовленных и хранившихся в соответствие с требованиями нормативных источников; влажность заполнителей; точность дозирования компонентов бетонной смеси методом контрольного взвешивания по инструкции завода-изготовителя бетоносмесительной установки; качество песка, щебня и гравия; морозостойкость бетона.
При строительстве покрытий и оснований из монолитного бетона контролируют: соблюдение технологических режимов бетонирования, ухода за бетоном, устройства и герметизации швов; правильность установки арматуры и прокладок швов; устойчивость кромок боковых граней и сплошность поверхности покрытии; прочность бетона путём формования и последующего испытания трёх контрольных образцов-балок; удобоукладываемость и объём вовлечённого воздуха; качество работ по уходу за свежеуложенным бетоном с применением плёнкообразующих материалов на участках покрытия размером 20х20 см2 . При строительстве сборных железобетонных покрытий также контролируют: цельность плит и стыковых элементов, качество сварки стыков и заполнение швов, соблюдение технологии строительства; контакт плит с основанием (выравнивающим слоем), поднятием одной из ста уложенных плит; превышение граней смежных плит в продольных швах на трёх поперечниках на один километр, а в поперечных швах в десяти стыках на один километр.
При устройстве обстановки дороги контролируют: требуемую последовательность работ; вертикальность стоек ограждений; стоек знаков и сигнальных столбиков; точность установки всех стоек и столбиков, а также линий разметки через десять метров в плане; глубину ям, высоту ограждений и знаков; волнистость ограждений в плане; ровность краёв и ширину линий разметки выборочно, не менее 10% длины.
Также проводят детальный контроль на выбранных участках: контролируют ровность поверхности на расстоянии 0,5 – 0,7 м от каждой кромки покрытия или края полосы движения; поперечных уклонов; вертикальных абсолютных отметок. Также контролируют сцепление шины с увлажнённой поверхностью в зависимости от условий движения; шероховатость дорожных покрытий методом “песчаного пятна”.
Необходимо сказать о распределении обязанностей и ответственности при контроле качества при производстве работ по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог.
Контроль качества при устройстве земляного полотна осуществляют: бригадир, мастер по строительству земляного полотна, старший прораб и главный инженер производства. Помимо того, качество производства земляных работ контролируют лаборатория и геодезический отдел.
При производстве работ по строительству основания дорожной одежды контроль качества осуществляют также как и при строительстве земляного полотна: бригадир, мастер по строительству дорожной одежды, старший прораб, главный инженер производства при участии лаборатории по контролю качества и геодезического отдела.
Контроль качества при производстве работ по строительству покрытий осуществляют: бригадир, старший мастер асфальтобетонного завода, мастер по строительству дорожной одежды, старший прораб, главный инженер производства при участии лаборатории по контролю качества и геодезического отдела.
Данная структура контроля качества при производстве работ по строительству, ремонту и реконструкции автомобильных дорог позволяет уточнять показатели тех или иных характеристик производства, сопоставлять их с требуемыми и корректировать технологию производства с целью приведения этих показателей к требуемым значениям. Так при проведении постоянного входного, операционного и выходного контроля производства работ того или иного технологического процесса, качество производства работ оценивается на всех этапах. Это позволяет отслеживать зависимости тех или иных показателей с конечным результатом уровня качества работ. Данная система контроля качества является обязательной и общепризнанной на дорожном строительстве.
- 1. Транспортная стратегия рф на период до 2020г.
- 2. Закон рф № 257 от 8.11.2007 об автомобильных дорогах.
- 3. Гост р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования. Гост р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог.
- 4. Проектирование земляного полотна на слабых грунтах. Облегченные конструкции земляного полотна на слабых основаниях.
- 5. Требования гост 26776-93 по обеспечению судоходства на мостовых переходах.
- 6. Методика определения расчетного судоходного горизонта по гост 26777-93.
- 7. Методика расчета отверстий малых искусственных сооружений. Водопропускные трубы на автодорогах.
- 8. Основы теории проектирования трассы автомобильной дороги (уравнение движения автомобиля).
- 9. Особенности проектирования переходных кривых на транспортных развязках.
- 10. Расчетные схемы (формулы) определения расстояний видимости в плане и профили.
- 11. Основные принципы ландшафтного проектирования автодорог.
- 12. Ровность проезжей части - факторы влияющие на ровность и показатели «страдающие» от ровности.
- 13. Колейность на покрытиях и методы ее предотвращения и ликвидации.
- 14. Состав проекта автомобильной дороги, документы, степень детализации.
- 15. Автоматизированные системы управления дорожным движением в современных условиях.
- 16. Локальные очистные сооружения - виды, конструкции, принципы работы.
- 17. Защита от транспортного и технологического шума в зоне трассы автодороги.
- 18. Метеорологическое обеспечение безопасности дорожного движения.
- 1.Мероприятия, предусматриваемые в проектах дорог
- 2. Мероприятия, осуществляемые дорожной службой в процессе эксплуатации
- 19. Принципы дорожно-климатического районирования (зонирования) территории рф.
- 20. Современные системы автоматизированного проектирования дорог: credo, robur.
- 21. Состав работ по инженерным изысканиям под новое строительство и реконструкцию автодорог.
- 22. Современные геоинформационные технологии применяемые в дорожном строительстве.
- 23. Особенности инженерных изысканий на мостовых переходах (состав работ, оборудование, документы).
- 24. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна на неустойчивых склонах (оползни, осыпи, обвалы...)
- 25. Вертикальная планировка городских территорий, улиц, перекрестков: методы, представляемые документы.
- 27. Теоретическая пропускная способность 1 полосы движения.
- 28. Водно-тепловой режим земляного полотна - процессы в годовом цикле.
- 29. Пересечения и примыкания автомобильных дорог в одном уровне: планировочные решения, требования безопасности движения.
- 30. Комплексы по обслуживанию дорожного движения в современных условиях.
- 31. Особенности конструкций земляного полотна в 1-й дорожно-климатической зоне. Наледи на дорогах и в малых искусственных сооружениях.
- 32. Производственные предприятия дорожного строительства: карьеры, абз, цбз, базы инертных материалов.
- 33. Методика определения перспективной интенсивности движения при назначении категории дороги (загородной и городской).
- 34. Типы дорожных одежд и виды покрытий по капитальности.
- 35. Назначение виража, методика проектирования отгона виража.
- 37. Классификация дорожных одежд. Конструирование одежд разных типов. Конструктивные слои дорожной одежды, их назначение.
- 38. Расчет дорожных одежд нежесткого типа на прочность.
- 39. Расчет дорожных одежд на морозоустойчивость. Мероприятия по обеспечению морозоустойчивости.
- 40. Расчет жестких дорожных одежд.
- 1. Расчет дорожной одежды на морозоустойчивость
- 2. Расчёт бетонной плиты на прочность
- 3. Расчет температурных напряжений в бетонных плитах
- 41. Схемы транспортных развязок в разных уровнях.
- 42. Проектирование съездов для правых и левых поворотов (нормы и техусловия).
- 43. Мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна.
- 44. Методика гидрологических расчетов для назначения расчетного расхода при проектировании мостовых переходов.
- 45. Назначение отверстий больших и средних мостов. Расчет общего и местного размывов. Проектирование подходов к мостам и регуляционных сооружений.
- 46. Назначение и функциональная роль геосинтетических материалов в конструкциях дорожных одежд, разновидности и область применения.
- 47. Характеристика битумов, применяемых в дорожном строительстве. Методы улучшения свойств битумов.
- 48. Асфальтобетон. Классификация, св-ва, требования, определение физико-механических показателей, применение в дорожном строительстве. Применение щма, литого а/б. Компакт-асфальт.
- 49. Устройство оснований из грунтов, укрепленных минеральными и органическими вяжущими материалами.
- 50. Технология приготовления горячего асфальтобетона.
- 51. Основные способы активации битумов. Контроль и оценка качества асфальтобетонных смесей.
- 52. Технологический (операционный) контроль и приемка асфальтобетонных покрытий. Требования нормативов по допускам.
- 53. Методы повышения производительности землеройных машин.
- 54. Организация и технология выторфовывания грунтов экскаваторами.
- 55. Особенности движения на городских дорогах, их конструктивные отличия от автомобильных (загородных) дорог.
- 56. Природные каменные материалы и отходы промышленности, направления, и обоснование целесообразности их использования в дорожном строительстве.
- 57. Сборные покрытия дорог, современные конструктивные решения и технология укладки.
- 58. Технология изготовления бетонных изделий на заводах жби.
- 59. Состав и разработка бизнес-плана строительной организации.
- 60. Методы организации дорожного строительства. Оптимизация моделей организации работ.
- 61. Технологии устройства земляного полотна на болотах.
- 62. Методы оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных и городских дорог.
- 63. Методы организации дорожного движения.
- 64. Технические средства организации дорожного движения.
- 65. Методы оценки и прогнозирования сроков службы дорожных одежд нежесткого типа на основе теории риска.
- 66. Способы борьбы с зимней скользкостью и снегозаносимостью при содержании автомобильных и городских дорог.
- 67. Основные требования к транспортно-эксплуатационным показателям дорожных покрытий.
- 68. Методы оценки прочности дорожных одежд. Основные виды и причины возникновения деформаций и разрушений дорожных одежд.
- 69. Влияние технологических факторов строительства дорог и движения транспорта на природную среду.
- 70. Основы теории и способы уплотнения грунтов, контроль при уплотнении.
- 3.Метод режущего кольца
- 4.Плотномер-влагомер Ковалёва
- 71. Устройство брусчатых мозаиковых, клинкерных и блочных мостовых, конструктивные решения и технология.
- 72. Руководящие документы, нормы и правила по охране окружающей среды.
- 73. Методы управления дорожным движением на автомобильных и городских дорогах в современных условиях.
- 74. Автоматическое регулирование уличного движения на магистралях города.
- 75. Способы повышения шероховатости, cцепных качеств а/б покрытий.
- 76. Классификация работ при реконструкции и ремонте дорог.
- 77. Пропускная способность существующих дорог и мероприятия по ее повышению.
- 78. Способы уширения земляного полотна при реконструкции дорог.
- 79. Реконструкция дорожных одежд. Регенерация асфальтобетонных покрытий. Особенности технологии и организации работ при реконструкции дорог.
- 80. Теоретические основы влагонакопления в земляном полотне и дорожной одежде.
- 81. Методы и модели организации строительства автомобильных дорог.
- 82. Принципы, методы, системы, функции и структуры управления дорожным строительством.
- 83. Расчеты эффективности затрат производства, дисконтированная стоимость.
- 84. Менеджмент качества. Международные стандарты исо серии 9000 по качеству. Эффективность повышения качества.
- 85. Контроль качества (виды, методы, средства), оценка качества.
- 87. Конструкции и технология устройства цементобетонных покрытий. Строительство предварительно напряженных покрытий.
- 86. Техническое нормирование и нормы в дорожном хозяйстве; методы технического нормирования, методика разработки производственных норм.
- 88. Устройство покрытий из полимербетонов и бетонополимеров.
- 89. Обустройство загородных и городских дорог.
- 90. Экологические требования при возведении земляного полотна и при строительстве дорожных одежд.