logo search
GOSi_1_7_FINAL (2)

89. Обустройство загородных и городских дорог.

Элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса; Ограждающие устройства, применяемые на проезжей части, предназначены для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов. Большое значение имеют ограждения, отделяющие проезжую часть от тротуаров, разделительных полос, а также предохраняющие от соударения а/м с опорами транспортных сооружений. По конструкции защитные сооружения могут быть жесткими, полужесткими или гибкими. Наибольшее распространение получили полужесткие ограждения из стали и алюминия (стойки и горизонтальный элемент). При соударении с а/м элемент деформируется, поглощая энергию удара. а/м в этом случае не получает серьезных повреждений. Жесткие защитные сооружения (ж/б) при наезде а/м практически не деформируются, обеспечивается принцип торможения и удержание ТС от переезда через ограждение.(высок риск получения травм водителя и пасс., зато такие сооруж практически не требуют замены). Гибкие сооруж (проволоч.канаты между стойками) – наезжающий а/м может быть отброшен канатами обратно на ПЧ. Обычно применяются на подходах к мостам и эстакадам. Амортизирующие устройства (в местах ответвления и разветвл. эстакад, перед опорами транспортного пересечения) – выполняются из набора сосудов из полимерных материалов, ж/б блока с пустотами, Ме бочек с водой – хорошо воспринимают удар и останавливают а/м. препятствуют падению а/м с эстакад, столкновению с опорами трансп.сооруж. приводят к незначит.повреждениям а/м при наезде. На амортизир.сооружениях часто устанавливают направляющие дорожные знаки.

Проложение дорог через населенные пункты. Участки магистральных дорог, проходящих через населенные пункты, а также вводы магистральных дорог в города характеризуются повышенным числом дорожно-транспортных происшествий по сравнению с участками, проходящими в открытой местности.

На этих участках необходимо предусматривать проведение комплекса мероприятий, обеспечивающих повышение безопасности и стабилизацию режимов движения автомобилей.

На всем протяжении населенных пунктов устраивают пешеходные дорожки и в зависимости от интенсивности движения велосипедистов — велосипедные дорожки. В крупных населенных пунктах предусматривают устройство пешеходных переходов через 300 м, а в местах сосредоточения пешеходов — специальных ограждений в виде сеток, барьеров и т.д. для предотвращения неорганизованного пересечения дороги. Пункты питания и торговли, медицинские и зрелищные учреждения располагают на расстоянии не менее 20 м от дороги. К этим зданиям должны вести пешеходные дорожки, а напротив них устроены переходы для пешеходов.

В пределах населенных пунктов сельского типа на дорогах I и III категорий при размещении их в насыпи высотой более 1,5 м рекомендуется вместо труб устраивать скотопрогоны не реже чем через 1 км. Для движения гужевого транспорта и сельскохозяйственных машин вдоль дорог I и III категорий устраивают летние пути, расположенные по полосе отвода или вне ее с удалением не более чем на 1 км.

Устройство остановочных площадок. Для повышения безопасности движения в местах сосредоточения автомобилей около магазинов, столовых, закусочных, ресторанов, автозаправочных станций и пр., расположенных в непосредственной близости от дороги, устраивают остановочные площадки, освещаемые в ночное время.

Вне населенных пунктов на автомобильных дорогах 1 и III категорий у исторических и культурных памятников, являющихся объектами осмотра туристов, а также в местах отдыха и технического осмотра автомобилей предусматривают площадки для кратковременных стоянок не менее пяти автомобилей. Стоянки следует располагать на дорогах I—II категорий не реже чем через 10—15 км, на дорогах III категорий — через 20—30 км. На подходах к крупным городам устраивают стоянки для отдыха, рассчитанные на 40—100 автомобилей. На таких дорогах стоянка автомобилей на обочинах должна быть запрещена.

Обычно остановочные площадки располагают в пределах полосы отвода, в 5—10 м от кромки проезжей части или на уширенном земляном полотне с отделением от проезжей части островком безопасности шириной не менее 2,7 м. Для плавности въезда на площадку и съезда с нее предусматривают переходно-скоростные полосы шириной 3,5 м и длиной, соответствующей нормам.

На стояночных площадках, располагаемых около мест отдыха и пунктов ГАИ, необходимы эстакады для обслуживания автомобилей, а также стенд для регулирования света фар.

Устройство ограждений. В опасных местах — на насыпях высотой более 2 м, у обрывов берегов рек и озер, около расположенных вблизи от дороги выступов скал, на подходах к мостам и путепроводам, над дорожными трубами — устраивают ограждения. Ограждения бывают двух типов — ориентирующие и удерживающие.

Жесткие удерживающие ограждения — железобетонные предусматривают на участках, где съезд автомобиля с дороги может привести к тяжелым последствиям. На кривых малых радиусов менее 2500 м ограждения устанавливают с внешней стороны дороги.

На дорогах I категории при интенсивности движения более 10 000 авт./сут должны быть установлены ограждения по оси разделительной полосы.

На участках дорог с насыпями высотой до 2 м предусматривают направляющие устройства в виде парапетов, столбиков, тумб и т. п. На таких участках откосы насыпей должны иметь крутизну 1 : 3, 1 : 5.

Ограждения, препятствующие выходу пешеходов на дорогу, устраивают из металлических труб или сеток, их высоту принимают 1,2—1,5 м.