logo search
GOSi_1_7_FINAL (2)

35. Назначение виража, методика проектирования отгона виража.

Схема виража 1 - отгон виража, переходная кривая; 2 - круговая кривая. Вираж - односкатный поперечный профиль, устраиваемый на круговых кривых с уклоном проезжей части и обочины к центру кривой. Вираж: •повышает устойчивость а/м при движении по кривой, •снижает износ шин, •обеспечить психологический комфорт водителя.

Виражи устраивают на дорогахII-V кат на кривых с R< 2000м на дорогах I кат R< 3000м. Поперечный уклон проезжей части iВ в приделах круговой кривой постоянен, тк постоянна центробежная сила.

iВ = , где µ- коэф. поперечной силы.

iВ в вычисляемый формуле, должен быть не более, чем уклон виража, рекомендованный СНиП 2.05.02 – 85* для данного радиуса (I кат R=3000 до 1000 и II-V кат R=2000 до 1000 i=20-30‰ R=1000-700 i=30-40‰ R=700-650 i=40-50‰ R=650-600 i=50-60‰ R<600 i=60‰). Если iВ по расчету окажется < поперечного уклона проезжей части двускатного профиля или отрицательным, вираж можно не устраивать. Однако в целях повышения безопасности движения, учитывая психологическое воздействие виража на водителя, целесообразно вираж устроить с уклоном, = уклону двухскатного профиля, или с уклоном, рекомендованным СНиП 2.05.02 – 85* для данного радиуса.

Отгон виража - постепенный переход от двухскатного поперечного профиля на прямой к односкатному поперечному профилю на круговой кривой.

Переход от двускатного профиля к односкатному можно осуществлять тремя способами:

1) вращением проезжей части относительно продольной оси

2) вращением проезжей части относительно внутренней кромки

3) вращением проезжей части относительно внешней кромки. Длина отгона виража не должна быть слишком короткой. Если она получится > длины переходной кривой, => увеличив переходн. кривую. Если вычисленная длина отгона виража < длины переходной кривой, то ее длина принимается = длине переходной кривой. Мin необходи­мую длину отгона виража определяют исходя из iдоп (дополнительный к продольному уклон внешней кромки проезжей части на участке отгона виража). iотгона =iпродолн + iдоп, где iдоп=B·iп /L (В-шир п/ч, iп – поперечный уклон). Мin Lотгона =B·iв / iдоп . По СНиП 2.05.02 – 85 iдоп не должен превышать для дорог I-II кат 5‰, для других кат 10‰. При расчёте отгона виража определяют превышения характерных точек профиля (бровок земляного полотна, кромок по оси проезжей части ) относительно точки вращения через каждые 10м.

З6. Основные принципы проектирования продольного профиля на автомобильных и городских дорогах. Назначение продольных уклонов и минимальных радиусов выпуклых и вогнутых вертикальных кривых.

Продольный профиль - это одна из проекций оси дороги; чертеж который оформляется в соответствии с определенными правилами, на котором изображены вертикальные сечения вдоль оси дороги. На чертеже изображены две линии: главная линия поверхности земли в сечении проходящей через продольную ось дороги (черная) и линия оси, иногда бровки, иногда наиб.поднятой кромки проезжей части проектируемой дороги (красная). Проектная линия (красная) обычно состоит из ряда прямых и кривых, если она расположена выше – то насыпь, если ниже – выемка. Также изображены линии, ограничивающие грунтовые слои, линии УГВ, указаны места пересечения с подземными и надземными коммуникациями и сооружениями.

Продольный профиль проектируется исходя из контрольных точек: сущ. мосты, пересечения с АД в одном и разных уровнях, с ж/д и др. коммуникации. Используется два основных подхода проектирования: по обертывающей (дорога проходит в небольших насыпях, которые мало меняются на протяжении всей дороги)(равнинные и слаборавнинные местности) и по секущей (насыпи чередуются с выемкой)(для пересеченной местности). Принципы проектирования:

1. Если грунты выемки пригодны для насыпи, то следует стремится к = объемов выемки и насыпи.

2) выемки следует предусматривать по вершинам холмов.

3) Точки смены выпуклые и вогнутые нужно проектировать далеко друг от друга. наим. длину элемента в прод.профиле следует принимать исходя из времени движения по нему а/м≥2,5с, лучше 4-5с.

4) продольные уклоны трассы должны следовать естественному уклону местности.

5) принципы ландшафтного проектирования:

а) при совмешении гор и вертек кривых, следует принимать R вогн не менее 4.5Rкривой в плане.

б) для R вып кривые не менее 8R в плане. Если не удается выдержать а и б, то по внешней бровке, которой в плане, устраивают знаки зрительного ориентирования (светоотражающие). в) на прямых участках не желательно устраивать вогнутые кривые. Допуск вогн кривых может быть f/l≤0,003

Продольные уклоны характеризуют прямолинейные участки продольного профеляi=h/l=tgα. Их учитывают и при проектировании кривых, так касательная кривой в любой ее точке. Чем < величина уклона, тем < суммарный расчет топлива, шума, выхлопных газов. Продольные уклоны назначаются согласно СНиП 2.05.02-85* из условий обеспечения расчетной скорости автомобилей движущихся на подъем, а также из условия безопасности движения в зимний период. (прим. V=150 i=30‰, V=120 i=40‰) Придельные продольные уклоны 1—строительные расходы на один а/м за срок окупаемости; 2 — эксплуата­ционные расходы на одни а/м; 3 — суммарные расходы.

Вертикальные кривые вогнутые назначаются из условия видимости поверхности дороги в ночное время (при свете фар) и допустимой нагрузки на рессоры автомобиля. Выпуклые кривые назначаются из условия видимости на поверхности дороги и встречного автомобиля. Минимальные радиусы определены для разных категорий а/д, исходя из расчетных скоростей движения. (V=150км/ч Rmin выпукл=30000, Rmin вогнут=8000, V=120, 15000/5000; V=100, 10000/3000; V=80, 5000/2000)