logo search
Лекция итог

2.10.4 Многоковшовые экскаваторы

Многоковшовые экскаваторы состоят из рабочего оборудования (ковши, шарнирная ковшовая рама, стрела); металлоконструкции (надстройки), на которой оно укреплено; механизмов привода (силового оборудования); управления; платформы, на которой установлены все эти узлы и агрегаты, и ходового оборудования — нижней рамы с движителем.

По ходовому оборудованию многоковшовых экскаваторы бывают:

- гусеничное (при любой массе);

- пневмоколёсное (до массы в 30—40 т);

– рельсовое (железнодорожное);

– шагающее или рельсо-шагающее (последние два при любой массе и перемещении экскаваторы по мягким грунтам).

В процессе работы многоковшовый Экскаватор производит резание (копание), захват, транспортирование и разгрузку грунта на магистральный конвейер или в вагоны.

По виду рабочего оборудования многоковшовые экскаваторы подразделяются на:

– цепные;

– роторные.

В цепных экскаваторах ковши (от 12 до 40 штук) укреплены на бесконечной цепи, движущейся по каткам в направляющих ковшовой рамы. Большинство конструкций цепных экскаваторов может обеспечить точную отделку откосов сооружения, благодаря чему ими выполняются профилировочные работы (рисунок 46, а и б).

В роторных экскаваторах рабочий орган — колесо (ротор) с 6—12 (иногда до 24) ковшами (рисунок 46, г). Грунт из ковшей ротора высыпается на конвейер роторной стрелы непосредственно или через питатель и передаётся на разгрузочный конвейер. Общее расстояние, на которое перемещается грунт, достигает 150 м, высота копания до 50 м, глубина копания до 25 м.

Ротор почти полностью освобожден от транспортирования грунта, что позволяет увеличить скорость копания до 3— 4,4 м/сек вместо 0,4—1,2 м/сек у цепных машин. Модели малой мощности, с ковшами ёмкостью 25—150 л, могут работать в карьерах нерудных строительных материалов; средней мощности, с ковшами ёмкостью 200—450 л, — на крупных строительных работах; большой мощности, с ковшами 500—4500 л,— на крупных карьерах. Роторные экскаваторы применяются также для складирования, отгрузки материалов при больших объёмах, с производительностью до 12 500 м3/ч и более.

  В зависимости от направления движения ковшей относительно перемещения экскаватора различают многоковшовые экскаваторы

– поперечного копания;

– продольного копания;

– поворотные.

К экскаваторам поперечного копания (см. рисунок 46) относятся в основном цепные экскаваторы, которые во время работы движутся в направлении, перпендикулярном плоскости движения ковшей. Машины могут работать с верхним и нижним копанием и устанавливаются на рельсовом или гусеничном ходу. К экскаваторам продольного копания относятся цепные и роторные экскаваторы, которые во время работы движутся в направлении, параллельном или совпадающем с плоскостью движения ковшей, — траншеекопатели, канавокопатели. Обычно — это машины малой мощности (масса до 75 т), на гусеничном или пневмоколёсном ходу. Предназначены они для рытья траншей шириной от 0,35 до 2, реже 3 м при глубине от 1,2 до 2 м для роторных экскаваторов и до 8 м— для цепных. Эти экскаваторы выполняются также в виде навесного оборудования на тракторах, колёсных тягачах и автомобилях. К поворотным многоковшовым экскаваторам относятся цепные экскаваторы, имеющие ковшовую раму, установленную на поворотной платформе, вращающейся на опорном круге; обычно оборудуются гусеничным ходом (рисунок 46, б).

  Многоковшовые экскаваторы наиболее производительны в условиях сосредоточенных объёмов открытых горных и земляных работ в мягких, средних и однородных крепких грунтах, особенно при постоянных или мало изменяющихся поперечных профилях забоев или сооружений с правильными откосами.

Отвальные экскаваторы, или абзетцеры (рисунок 46, е), с роторным или цепным рабочим органом и консольными отвальными конвейерами применяются для выполнения больших объёмов отвальных работ при выемке вскрышных пород в карьерах многоковшовыми экскаваторами Абзетцеры укладывают рыхлые породы вскрыши в верхний отвал высотой до 25 м или в нижний — высотой до 50 м.

Рисунок 46 – Схемы многоковшовых экскаваторов: а — неповоротный цепной на железнодорожном ходу с боковой разгрузкой; б — то же однопортальный; в — поворотный цепной на гусеничном ходу; г — роторный; д — цепной, траншейный; е — цепной отвальный.