logo search
GOSi_1_7_FINAL (2)

75. Способы повышения шероховатости, cцепных качеств а/б покрытий.

Шероховатость является одним из важнейших свойств покрытий. От шерох-ти зависит к-т сцепления колеса с покрытием, а, следовательно, устойчивость автомобиля в поворотах, тормозной путь, т.е. безопасность движения.

Шерох-ть обычного а/б особенно мелкозернистого и песчаного часто недостаточна, особенно вследствие износа покрытия в процессе эксплуатации.

В качестве мероприятий, повышающих шерох-ть покрытий производят:

-устройство слоев износа методом поверхностной обработки и пропитки

-втапливание щебня в свежеуложенный или разогретый а/б

-нанесение поперечных канавок

Поверхностная обработка заключается в создании слоя путем распределения щебня фракций 5-20 мм по слою разлитого вяжущего (наиб. распространена однослойная на 1 год). Для адгезии необх. 5-6%вяжущего от объема поливаемого материала. Должно быть хорошее основание. Устраивается за 15-20 дней до падения т-ры ниже +15°С, в сухую погоду => только летом. В качестве вяжущего используют битумы и битумные эмульсии (битум 90/110 до 150°С, также исп-ся менее вязкие битумы). Каменный материал д.б. самым прочным.

Технология (необх. делать быстро):

1 Подготовка основания (выравнивание, уплотнение)

2 Предварительный розлив вяжущего (подгрунтовка) с пом. платформы РД 701, на к-ой устан. бак для вяжущего и разливочное устр-во или автогудронатора. Для появления адгезионного слоя необх. разлить до 1 л на 1м 2 а/б покрытия; на щебень до 2,5 л на 1м 2 .

3 Ожидать застывания.

4 Основной розлив вяжущего: 1…1,4 л на 1м 2 для а/б покрытий; для щебня фр. 10-15 надо 1…1,2 л на 1м 2 ; для щебня фр. 15-201,2…1,4 л на 1м 2 .

5 Равномерно рассыпать щебень.

6 Уплотнение.

Создание слоя износа методом пропитки представляет собой обработку вяжущим распределенного каменного материала (макс. величина зерна щебня д.б. =<0,7h, где h-толщина слоя). Применяется щебень фракций 5-20 мм (I-III класса по прочности) и битумы или битумные эмульсии, нагретые до т-ры не более 160°С, чтобы избежать старения. Также могут исп-ся ПБВ.

Технология (при t>=5o C): на формирование прочного монолита необх. 2 недели.

- Подготовка основания (за две недели до начала основных работ по пропитке), основание д.б. равнопрочным.

- Рассыпаем щебень, разливаем битум, уплотняем.

При глубокой пропитке рассмотрим 3 фракции:

- рассыпаем щебень фр. 40-70 мм, разравниваем бульдозером+ тяж. грейдер. Уплотнение сначала легкими катками без воды, затем средними катками с поливкой

- первый розлив битума 5…7 л на 1м 2

- рассыпаем щебень фр. 10-20 мм (12-15 м3 на 100 м2). Уплотняем тяжелыми катками и большим числом проходов

- второй розлив битума 6…8 л на 1м 2

- рассыпаем щебень фр. 5-10 мм (ок. 10 м3 на 100 м2). Производим уплотнение, можно промести мелким камнем.

Втапливание щебня возможно в процессе устройства верхнего слоя а/б. При этом после укладки асфальта его прикатывают легким катком, затем распределяют щебень и потом производят окончательное уплотнение. При втапливании щебня для повышения шероховатости уже существующего а/б покрытия асфальтобетон предварительно разогревают специальными машинами, а затем распределяют и укатывают щебень.

Нанесение поперечных канавок производят нарезкой специальными фрезами. Применяют этот способ редко, т.к. он имеет высокую стоимость из-за быстрого износа фрез.