logo search
Лекция итог

5.5 Сравнение вариантов по сроку окупаемости

Для строительства или реконструкции станций, узлов или от­дельных объектов требуются капитальные вложения (единовре­менные затраты), а для функционирования — эксплуатационные расходы (текущие затраты). Однако оценивать функционирование производственного объекта необходимо по совокупным затратам. Поэтому оптимальный вариант строительства или реконструкции определяется по минимуму приведенных народнохозяйственных затрат, которые включают капитальные вложения и эксплуата­ционные расходы. Если рассматриваются только два варианта технических решений, выбор оптимального варианта производится по сроку окупаемости.

Если капитальные вложения по первому варианту ( ) больше капитальных вложений по другому ( ), эксплуатационные рас­ходы по первому варианту ( ), как правило, меньше расходов по второму ( ). Таким образом, осуществление первого варианта потребует дополнительных капитальных вложений, но зато при эксплуатации этого варианта будет обеспечиваться ежегодная экономия эксплуатационных расходов. Срок окупаемости — это период времени, в течение которого дополнительные капитальные вложения ( ) окупятся экономией эксплуатационных расхо­дов ( ).

Расчетный срок окупаемости:

Он сопоставляется с нормативным ( ),. Если , следует считать более выгодным первый вариант. Если в результате расче­тов предпочтение следует отдать второму (с меньшими ка­питаловложениями) варианту.

Величина, обратная сроку окупаемости, называется коэффи­циентом эффективности капитальных вложений. Расчетный коэф­фициент эффективности

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вло­жений ( ) в соответствии с установленными нормативными сро­ками окупаемости равен 0,1...0,12. Более капиталоемкий вариант принимается к реализации, если .

По выбранному (по сроку окупаемости) варианту определяется общая эффективность капитальных вложений, для того чтобы оп­ределить, насколько рентабелен принимаемый проект реконструк­ции. Общая эффективность капитальных вложений (рентабель­ность проекта)

где — доходы транспорта при осуществлении /-го варианта ре­конструкции. Их можно определить исходя из того, что рента­бельность работы транспорта по отношению к расходам составляет 60%.