logo search
Лекция итог

5.8 Проектирование пассажирских вокзалов и станций

Планировка пассажирских вокзалов и станций должна соответ­ствовать их функциональным схемам, одна из которых приведена на рис. 135.

Для обеспечения наибольших удобств пассажирам при наимень­ших затратах на строительство необходимо: сблокировать все по­мещения в одном здании с соблюдением рационального взаимно­го их расположения и связей; расположить перроны отправления и прибытия пассажиров с учетом их тяготения к определенным по­мещениям; применить наиболее удобное и экономичное расположе­ние постов посадки и высадки в соответствии с их назначением и. количеством; организовать прямоточное или кольцевое односторон­нее движение автобусов на территории; разместить здания и соо­ружения с учетом целесообразного их положения относительно об­служиваемой автомобильной дороги и ближайшего городского про­езда и с учетом перспектив развития данного автобусного сообщения.

Основными элементами вокзалов и станций являются пассажир­ское здание и перроны.

Вокзалы и станции обслуживают два функционально различ­ных пассажиропотока — поток прибытия и поток отправления, при­чем каждый из них в зависимости от расположения станции или вокзала относительно маршрута движения подразделяется на мест­ный и транзитный.

Рисунок 93 – Функциональная схема автобусного вокзала:

1 — привокзальная площадь; 2 — перроны; 3 —пассажирский зал; 4 — кассы; 5 — связь;6' — бытовые помещения; 7 — камера хранения; S —комната матери и ребенка; 9 — торговый зал буфета; 10 — помещения пищеблока; // — диспетчер; 12 — контора; 13 — начальник; 14 — водители; 15 — бытовые помещения; 16^ медпункт; 17 — подсобное помещение

Станция или вокзал, расположенные в конечном пункте марш­рута, обслуживают главным образом местных и отчасти пересадоч­ных транзитных пассажиров, а расположенные в промежуточных пунктах маршрута — в равной мере тех и других.

Местные пассажиры, отправляющиеся в рейс, направляются в здание станции или вокзала непосредственно с прилегающего го­родского проезда, улицы или площади. Эти пассажиры за время ожидания отправки воспользуются большинством обслуживающих помещений, прежде чем выйдут на перроны отправления. Местные пассажиры, прибывающие из рейса, наоборот, в большинстве своем направляются в город непосредственно с перронов прибытия, ми­нуя здание станции или вокзала.

Транзитные пассажиры, как прибывающие, так и убывающие, направляются в здание на короткое время стоянки автобусов, и только те из них, которые делают в данном пункте пересадку, могут задержаться в здании на более или менее длительное время.

Пассажирская станция состоит из пассажирского здания и пер­рона под навесом, общего для посадки и высадки, расположенного вдоль главного фасада здания в примыкании к нему. Перрон — прямолинейный или уступообразный.

Вокзал в отличие от станции представляет собой комплекс, со­стоящий из трех основных элементов: пассажирского здания, внут­ренней территории с перронами посадки и высадки пассажиров, привокзальной площади с подъездами городского автомобильного транспорта, стоянкой автомобилей-такси и частных автомобилей.

При решении генерального плана вокзала должны быть удов­летворены три основных требования: изоляция транспортной тер­ритории от движения посторонних транспортных средств и пешехо­дов, исключение пересечения путей движения людей и транспорт­ных средств, разделение потоков отправления и прибытия пассажиров.

Комплекс вокзала полностью изолируется от городского движе­ния транспорта и пешеходов. Транспортная схема внутренней тер­ритории комплекса не должна допускать никаких пересечений пу­тей движения пассажиров и автобусов.

Наилучшее решение транспортной схемы вокзала достигается при размещении его в примыкании к двум пересекающимся или па­раллельным городским улицам. В этом случае к одной из улиц организуется примыкание проездов привокзальной площади, а к другой — проездов автобусов на внутреннюю территорию вокзала. При этом пассажирское здание должно примыкать одной своей длинной стороной к привокзальной площади, а другой — к перрону посадки или к перронам посадки и высадки.

Связи между внутренней территорией вокзала и привокзальной площадью должны обеспечивать возможность прохода пассажиров как через пассажирское здание, так и без захода в него.

Планировка пассажирского здания вокзала должна обеспечи­вать четкую блокировку пассажирских и служебных помещений. Наиболее целесообразным решением для вокзалов вместимостью до 1000 чел. является размещение зоны ожидания, касс, почтово-телеграфных и других киосков в общем пассажирском зале на пер­вом этаже, непосредственно сообщающемся с привокзальной пло­щадью и перроном посадки. Вспомогательные помещения для об­служивания пассажиров (комната для пассажиров с детьми, туалеты и пр.) должны быть по возможности приближены к пас­сажирскому залу.

Служебные помещения должны иметь непосредственную связь с внутренней территорией. Помещение диспетчера должно примы­кать к стене здания, выходящей в сторону перронов, иметь стеклян­ный эркер, выступающий за стену, и быть приподнято на 0,7—0,8 м над полом первого этажа.

Наиболее удобным объемно-планировочным решением вокзала является одноэтажное здание, в котором расположено все, что мо­жет потребоваться пассажиру. Поскольку, однако, применение та­кого здания ограничено размерами территории и величиной пас­сажиропотоков, часто возникает необходимость в применении двух и более этажных зданий. В этом случае распределение помещений вокзала по этажам должно учитывать удобства пассажиров и ча­стоту посещения того или иного, помещения.

Во всех случаях на первом этаже необходимо размещать пас­сажирский или кассовый зал с зоной ожидания, кассы, камеру хранения, справочное бюро, комнаты диспетчеров и водителей, почтово-телеграфный киоск, медпункт, детскую, санузлы и хозяйствен­ные кладовые.

На втором этаже могут быть расположены служебные помеще­ния, пищеблок, парикмахерская, пассажирские и водительские спальни, санузлы.

Пассажирский зал с зоной ожидания должен занимать всю ши­рину здания для того, чтобы, находясь в нем, пассажиры могли бы видеть через окна как перроны отправления и прибытия, так и при­вокзальную площадь.

Необходимо, чтобы служебные помещения имели окна в сторо­ну перронов. Санузлы должны иметь входы не только изнутри зда­ния, но и снаружи, со стороны перронов.

Поскольку длина прямолинейного перрона, приходящаяся на один пост, в 1,5—2 раза короче уступообразного, он применяется при ограниченной площади и при числе постов не более трех-четы­рех, а также при автобусах, сочлененных и с прицепами.

Основное требование к планировке перронов заключается в обес­печении высокой пропускной способности ввиду наиболее удобного, быстрого и независимого подхода, установки и отхода автобуса по возможности без применения заднего хода, а также экономичного использования площади участка.

Наибольшее применение находит прямолинейный и уступооб­разный перрон с постами, расположенными под углом 45° к про­дольной оси перрона. Прямолинейный перрон рассчитан на подход автобуса к посту передним ходом и отход от поста передним, тогда как уступообразный перрон рассчитан на подход автобуса перед-

В качестве примера типовых решений автомобильных вокзалов на рис. 163 и 164 показаны проект вокзала вместимостью 700 чел. (Ленгипровавтотранс).

Пассажирское здание вокзала — одноэтажное двусветное в час­ти пассажирского зала и двухэтажное в части других помещений.

Вокзал рассчитан на суточное отправление до 3800 пассажиров и 15 пар автобусов в час при условии обслуживания дальних меж­дугородных сообщений. Вокзал оборудован современной аппарату­рой и автоматическими устройствами для управления движением автобусов и оповещения пассажиров.

Показатели проекта вокзала следующие: площадь земельного участка— 1,80 га; площадь застройки, включая перрон, — 3200 м2; полезная площадь пассажирского здания — 2135 м2; в том числе пассажирского зала — 680 м2; строительный объем пассажирского здания —• 11 500 м3.

Рисунок 94 – Генеральный план типового автобусного вокзала вместимостью на 700

пассажиров:

1 — здание автовокзала; 2 —перрон прибытия; 3 — перрон отправления; 4 — резервные посты; 5 — площадка отстоя автобусов; 6 — стоянка автомобилей-такси; 7—открытая мойка автобу­сов; 8 •— осмотровая эстакада

Рисунок 95 – Планы этажей типового автобусного вокзала вместимостью на 700

пассажиров:

а — первый этаж: 1 — пассажирский двухсветный зал; 2 — камера хранения; 3 — билетные кассы и справочное бюро; 4 — киоск и почта; 5 — парикмахерская; 6 — подсобные помеще­ния кафетерия; 7 — вентиляционная камера; в— диспетчерская; 9 — контора; 10 — милиция; // — медпункт; 2 —туалеты; б — второй этаж; 1 – кафетерии; 2— подсобные помещения кафетерия; 3 — комната пассажиров с детьми; 4 — комната матери и ребенка; 5 — приемная и кабинет врача; 6 — комната связи; 7 — помещение для водителей; 8 — вентиляционная

камера; 9 — туалеты