5.4 Выбор и оценка вариантов проектных решений
Различают показатели общей и сравнительной эффективности.
Общая (абсолютная) эффективность характеризует влияние суммы предусматриваемых капитальных вложений на прирост национального дохода общества и определяется для анализа показателей годовых, пятилетних и перспективных планов, при разработке отдельных технико-экономических проблем развития народного хозяйства и его отраслей и в некоторых других случаях.
Для выбора вариантов проектных решений необходимо применять показатели сравнительной экономической эффективности, отражающие технико-экономические преимущества одного из вариантов проектного решения в сравнении с другими рассматриваемыми вариантами (включая сохранение существующего состояния станции или узла, если оно может обеспечить выполнение заданной работы).
Сравнительную экономическую эффективность вариантов проектных решений в общем случае определяют путем сопоставления суммарных приведенных народнохозяйственных затрат (строительных расходов, капитальных вложений в подвижной состав и грузы и эксплуатационных расходов) с учетом отдаленности их во времени. В частных случаях при определенных условиях применяют более простые способы сравнения, например сравнение по сроку окупаемости дополнительных капитальных вложений. Учитываемые при сравнении вариантов расходы рекомендуется определять по тем элементам затрат, которые различаются объемом, а также условиями или сроками их производства. Для расчета себестоимости перевозок, себестоимости переработки вагонов на станции и т.п., а также показателей общей эффективности необходимо определять полную сумму затрат по варианту.
При сравнении вариантов, различающихся занимаемой территорией, следует учитывать народнохозяйственные потери, связанные с занятием земельных участков.
Наряду со стоимостными показателями вариантов анализируют и сравнивают натуральные (количественные и качественные) показатели.
Сравнение вариантов по натуральным показателям особо важным является в случаях, когда различие между их стоимостными показателями находится в пределах точности расчетов.
Варианты следует разрабатывать при одинаковых эксплуатационных требованиях, для одинаковых размеров и характера конечной продукции (формирование и отправление поездов из узла на внешнюю сеть и т.д.). Все варианты, отбираемые для технико-экономического сравнения, должны удовлетворять обязательным требованиям (требованиям конкурентоспособности), в частности, обеспечивать безусловное выполнение заданного объема конечной продукции и соблюдение действующих норм проектирования.
Строительные расходы определяют в зависимости от стадии проектирования, характера объекта и значимости рассматриваемого элемента в общей сумме затрат по варианту различными способами: по укрупненным показателям строительной стоимости, сметно-финансовым расчетам или по сметам. В необходимых случаях используют данные типовых или аналогичных проектов.
Капитальные вложения в подвижной состав можно рассчитывать одним из двух способов, который следует принимать одинаковым для всех рассматриваемых вариантов проекта.
По первому способу рассчитывают инвентарный парк подвижного состава и определяют стоимость этого парка на момент начала эксплуатации, дополнительные капитальные вложения по мере увеличения размеров работы (с учетом отдаленности затрат во времени), а также экономию средств в результате высвобождения части парка при переходе к последующим этапам развития станции или узла.
По второму способу капитальные вложения в подвижной состав объединяют с пропорциональными им элементами эксплуатационных расходов, относя долю стоимости подвижного состава, соответствующую нормативному коэффициенту эффективности, на нормы расходов по простою и пробегу (вагоно-ч, поездо-ч, поездо-км и т.п.). Преимуществом второго способа является упрощение расчетов, недостатком - невозможность определения срока окупаемости дополнительных капитальных вложений по варианту (сравнение можно вести только по приведенным затратам).
- Содержание
- Тема 1. Введение в дисциплину 5
- Тема 2. Средства выполнения погрузочно-разгрузочных работ 19
- Тема 3. Основы технологии и организации погрузочно-разгрузочных работ 102
- Тема 4. Комплексная механизация и автоматизация выполнения погрузочно-разгрузочных работ 125
- Тема 5. Основы проектирования объектов транспорта 187
- 1.2 Исторические этапы совершенствования погрузочно-разгрузочных работ на транспорте
- 1.3 Основные принципы работы машин и механизмов
- 1.4 Принцип работы простейших грузоподъемных механизмов
- 2.2 Классификация погрузочно-разгрузочных машин
- 2.3 Принципиальные схемы работы погрузочно-разгрузочных машин и механизмов
- 2.4 Технико-эксплуатационные показатели погрузочно-разгрузочных машин
- 2.5 Устойчивость самоходных машин, ее виды и методика определения
- 2.6 Производительность погрузочно-разгрузочных машин и ее виды
- 7. Определение производительности погрузочно-разгрузочных машин
- 2.8 Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, позволяющие работать с тарно-упакованными грузами
- 2.8.1 Вилочные погрузчики
- 2.8.2 Подъемные краны. Классификация, область применения.
- 2.8.3 Назначение и основные типы грузозахватных устройств
- 2.8.4 Универсальные грузозахватные приспособления
- 2.8.5 Захваты
- Захваты зажимного типа (захват-струбцина)
- Клещевые захваты
- Захват клещевой для подъема цилиндрических деталей в горизонтальном положении
- 2.9 Погрузочно-разгрузочные машины циклического действия, предназначенные для работы с навалочными грузами
- 2.9.1 Экскаваторы
- 2.9.2 Самоходные одноковшовые погрузчики.
- 2.9.3 Грузоподъемные приспособления для навалочных грузов
- 2.10 Погрузочно-разгрузочные машины непрерывного действия
- 10.1. Классификация машин и механизмов непрерывного действия
- 2.10.2 Конвейеры. Конструкция и область применения.
- 2.10.3 Погрузчики непрерывного действия
- 2.10.4 Многоковшовые экскаваторы
- 2.10.5 Вспомогательные механизмы машин непрерывного действия
- 2.11 Стационарные и передвижные автомобили – разгрузчики
- 2.12 Пневмотранспортные установки
- 2.13 Установки гидравлического транспорта
- 2.14 Погрузочно-разгрузочные машины для сельскохозяйственных грузов
- 2.15 Автомобили-самопогрузчики
- 3.2 Характеристика и классификация погрузочно-разгрузочных пунктов
- 3.3 Пропускная способность погрузочно-разгрузочных пунктов
- 3.4 Элементы простоя автомобильных транспортных средств под погрузочно-разгрузочными операциями
- 3.5 Влияние продолжительности простоя в пунктах погрузки и выгрузки грузов на производительность транспортных средств
- 3.6 Влияния расстояния перевозки груза на производительность транспортных средств
- 3.7 Влияние интенсивности грузопотоков и продолжительности простоя пс в пунктах погрузки-разгрузки на потребность в средствах механизации.
- 3.8 Методы и организация прр в смешанных перевозках с использованием различных видов транспорта.
- 3.9 Механизация погрузочно-разгрузочных работ при контейнерных перевозках грузов
- 3.10 Механизация погрузочно-разгрузочных работ при пакетных перевозках грузов
- 4.2 Краткая характеристика, способы перевозки и хранения навалочных грузов
- 4.3 Типовые схемы механизации складов навалочных грузов, поступающие по железной дороге
- 4.4 Схемы комплексной механизации перегрузки навалочных грузов в портах
- 4.5 Основные условия обеспечения эффективной работы экскаваторов и автомобилей- самосвалов
- 4.6 Характеристика тарно-упакованных грузов
- 4.7 Схемы комплексной перегрузки тарно-упакованных грузов в портах
- 4.8 Схемы комплексной перегрузки тарно-упакованных грузов на железнодорожных станциях
- 4.9 Особенности ведения погрузочно-разгрузочных работ в сельском хозяйстве
- 4.10 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ с зерновыми культурами
- 4.11 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке свеклы
- 4.12 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при уборке картофеля, овощей и фруктов
- 4.13 Организация и механизация погрузочно-разгрузочных работ при перевозке живности
- 4.14 Предназначение и работа контейнерных терминалов
- 4.15 Классификация и назначение складов
- 4.16 Основные показатели складской деятельности
- 4.17 Определение эффективности складирования
- 4.18 Механизация и автоматизация выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складах
- 4.19 Средства механизации на контейнерном терминале
- 4.20 Оптимизация труда и технического нормирования при прр. Научная организация труда при прр (нот)
- 4.21 Обеспечение техники безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
- 5.2 Этапы проектирования
- 5.3 Разработка технико-экономических обоснований (тэо)
- 5.4 Выбор и оценка вариантов проектных решений
- 5.5 Сравнение вариантов по сроку окупаемости
- 5.6 Генеральный план
- 5.7 Проектирование грузовых станций
- 5.8 Проектирование пассажирских вокзалов и станций
- 5.9 Проектирование контейнерного терминала
- 5.10 Расчет площадей погрузочно-разгрузочных площадок
- 10. Проектирование трамвайных линий
- 5.11 Проектирование троллейбусных линий
- 5.12 Проектирование автомобильных стоянок
- 5.13 Проектирование линий метрополитена
- Заключение