logo
Проводник пассажирского вагона 1

2 Основные причины возникновения пожаров в вагонах пассажирских поездов

2.1 Нарушение правил монтажа и неисправности электрооборудования:

– нарушения правил прокладки проводов, особенно при выходе их из труб или металлорукавов, а также соединение проводов пайкой или скруткой в непредусмотренных местах;

– установки аппаратов токовой защиты без проверки на соответствие номинальным данным плавких вставок предохранителей и без испытания автоматических выключателей и магнитных пускателей;

– отказов в электрической цепи или потребителе электроэнергии с перегрузкой проводов при завышенных номиналах или при нетиповых плавких вставках предохранителей, а также неисправном состоянии автоматических выключателей или магнитных пускателей;

– наличия в защищаемой цепи предохранителей с прогоревшими фибровыми корпусами или без наполнителя;

– неисправности дугогасящих устройств коммутационных аппаратов, приводящих к выбросу пламени;

– нарушения и пониженного сопротивления изоляции электрических цепей потребителей и систем электроснабжения, в том числе и источников питания;

перенапряжения, возникающего при отказах регуляторов напряжения и неисправной защите;

подключения к системе электроснабжения бытовых электроприборов, мощность которых выше установленной электросхемой вагона;

слабой затяжки контактных соединений, приводящей к чрезмерному их нагреву.

К возникновению пожаров могут привести также и неисправности в подвагонном электрооборудовании:

– короткозамкнутые аккумуляторы в аккумуляторной батарее;

– пониженный уровень электролита в аккумуляторах;

пониженная емкость аккумуляторной батареи;

– пониженное сопротивление изоляции аккумуляторной батареи;

– повышенный зарядный ток аккумуляторной батареи по причине неисправности блока управления зарядом или ограничителя тока батареи или генератора;

– неудовлетворительное состояние контактных соединений, выводов батареи;

– неисправная работа генератора (короткозамкнутые витки обмоток, износ электрических щёток и коллектора);

– прослабление контакта в пинцетах ножевых предохранителей аккумуляторной батареи и несоответствие номинала их плавких вставок;

– несоответствие плавких вставок и предохранителей, установленных в подвагонном высоковольтном ящике;

– плохое состояние высоковольтных и низковольтных проводов и их изоляции;

– плохое (неплотное) соединение проводов с аппаратами, приборами;

– плохое состояние контакторов, реле и других контактных аппаратов;

– отсутствие дугогасительных камер или неправильная их установка.

2.2 Неисправность печной разделки:

отступления от требований норм на пожарную разделку вытяжных труб котлов отопления, печей и кипятильников.

2.3 Недосмотр за приборами отопления и электрооборудованием, неосторожное обращение с огнем проводников и пассажиров:

– нарушения правил пользования отопительными установками – растопки котлов, кипятильников без воды или с водой ниже допустимого уровня, с применением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей;

– хранения около котла, кипятильника, кухонной плиты, печи, на электропечах и под ними обтирочных и других горючих материалов;

– оставления без присмотра действующих кухонных плит вагонов-ресторанов, печей для приготовления пищи и котлов отопления;

– применения открытого огня для разморозки труб;

– удаления шлака и золы при движении поезда, в том числе и с межвагонных переходных площадок;

– использования для приготовления пищи приборов, не предусмотренных конструкцией вагона;

– курения в неустановленных местах;

– провоза легковоспламеняющихся жидкостей.

2.4 Причиной возникновения пожаров также является выпуск из ремонта вагонов без испытания на правильность функционирования электрических аппаратов, определения выходных параметров систем электроснабжения (первичных и вторичных) и устройств защиты от перенапряжения непосредственно на вагоне.