logo
Функциональные системы- 2 семестр

15.1 Общие сведения

Принципиальное отличие линейного уровня управления перевозками от уровней управления ЦУП и ДЦУП в том, что на нём реализуются не только функции организации и управления перевозочным процессом (в данном случае – прежде всего местной работой), но и сами технологические операции перевозочного процесса (погрузка и выгрузка грузов формирование поездов, подача и уборка вагонов и т.п.).

Процесс оперативного управления местной работой на полигоне (например, полигон отделения железной дороги) достаточно сложен по своей структуре. Он требует большого количества исходных данных для планирования, управления, контроля и анализа. При этом сама задача планирования или управления местной работой на полигоне является многокритериальной. Следовательно, при увеличении полигона управления, расширении его границ повышается и уровень сложности решения таких задач.

На сегодняшний день в рамках структурной реформы пересматривается традиционная структура управления перевозочным процессом, перераспределяются функции между уровнями управления, изменяются должностные обязанности оперативно-диспетчерского персонала и границы районов их ответственности. Неотъемлемой частью процесса оперативного управления перевозками стало использование различных автоматизированных систем (АСУ). Развитие данных систем подразумевает реализацию в их составе информационно-управляющих задач (ИУЗ), направленных на:

Информационно-управляющие и аналитические задачи, развиваемые в составе систем АСТРА-СС, АСУ ЛР, АСЦУМР должны обеспечивать поддержку принятия эффективных решений по оперативному управлению разнородными потоками транспортных единиц, реализующими различные классы транспортного обслуживания. Новые задачи должны открывать возможности перехода от управления по показателям, когда оперативно-диспетчерский персонал отвечал за выполнение усредненных норм и измерителей, к логистическому управлению, когда этот персонал отвечает за то, чтобы определенные единицы транспортного потока были вовремя доставлены в заданные пункты.

Приведенный выше перечень направлений развития ИУЗ определяет и этапность их реализации.

Процесс реализации АСУ полигона управления итерационный. Он включает следующие основные этапы:

    1. создание средств формирования динамической модели – по своей сути создание программного обеспечения, позволяющего с пользовательских автоматизированных рабочих мест (АРМов) осуществлять ввод информации о вагонах, поездах, локомотивах и совершении с ними технологических операций, и серверной части, функциями которой является создание и ведение вагонной (поездной и локомотивной) картотеки;

    2. формирование справочной и отчетной информации о поездах, вагонах, локомотивах, технологических операциях с ними в цикле оборота, получаемой на основании данных динамических моделей;

    3. проектирование и реализация информационно-управляющих задач.

П роцесс построения АСУ полигона управления – также итерационный. Укрупненно это выглядит следующим образом:

  1. Производится установка сервера и клиентских автоматизированных рабочих мест, установка необходимого программного обеспечения. Обучение персонала работе с системой. Запуск системы – момент формирования динамической модели (вагонной поездной, локомотивной). Процесс работы пользователей линейного уровня – поддержание динамической модели.

  2. Установка клиентских автоматизированных рабочих мест персонала ЦУМР. На АРМы устанавливается программное обеспечение, позволяющее пользователю формировать и получать справки, отчетные документы, а также работать с информационно-управляющими задачами. Устанавливаемое программное обеспечение, функции пользователя при работе с ним определяются должностными обязанностями каждого пользователя.