logo
Функциональные системы- 2 семестр

6.1 Оборот вагона

В настоящее время качество использования парка грузовых вагонов определяется двумя основными измерителями: оборотом и среднесуточным пробегом вагона.

Как известно, для дороги величина оборота вагона определяется отношением рабочего парка вагонов дороги (Nо) к сумме погруженных и принятых в груженом состоянии вагонов (Nп), (Nпр)

(6.1)

Однако, использование указанной формулы для расчета качественных показателей вагонного парка не позволяет получить объективную оценку этих показателей. Так, например, если принятый груженый вагон после выгрузки направляется в ремонт, то он уже не входит в рабочий парк (числитель), но при этом учитывается в знаменателе. аналогично, если вагон после выгрузки отставляется в резерв или запас, то это также вносит погрешность в расчет. При переходе арендованных и собственных вагонов с путей общего пользования на подъездные пути предприятий – арендаторов и предприятий – собственников эти вагоны исключаются из рабочего парка, хотя в знаменателе указанных формул они учтутся как принятые груженые.

Внедрение системы ДИСПАРК позволяет перейти на качественно новый уровень информации о работе вагонного парка. Наличие пономерных данных о работе каждого вагона позволяет вести точный расчет всех качественных показателей работы вагонов на иной, принципиально отличной методике.

За основу этой методики взят расчет реальной информации по каждому вагону о всех операциях с ним и, соответственно, получение точной и объективной оценки оборота и среднесуточного пробега как по каждому отделению, дороге, так и отдельно по каждому собственнику и арендатору. Методика расчета строится на том, что вводится понятие «цикл работы вагона», учитывающий такие операции, как поступление вагона в ремонт, отставление его в нерабочий парк и т.д.

Для выработки алгоритма расчета оборота вагона на основе его пономерного учета в системе ДИСПАРК рассмотрим возможные циклы работы вагона. Возможных циклов всего десять (рисунок 6.1):

Сдача

груженых

1

Прием

груженых

Сдача

порожних

Прием

груженых

Выгрузка

2

Прием

груженых

Выгрузка

3

Выгрузка

Погрузка

порожние

4

Выгрузка

Погрузка

Погрузка

Прием

порожних

Погрузка

Погрузка

Выгрузка

5

Погрузка

Выгрузка

Порожние

Выгрузка

Сдача

порожних

6

Прием

порожних

Сдача

порожних

Погрузка

Выгрузка

7

Выгрузка

Порожние

Сдача

груженых

8

Погрузка

Прием

порожних

Сдача

груженых

Погрузка

9

Прием

порожних

Сдача

порожних

1 0

Стыковые пункты

Границы дороги или отделения

Рисунок 6.1 – Возможные варианты циклов работы вагона на дороге или отделении

Прием

груженых

Выгрузка

Сдача

порожних

1 – й цикл

Сдача

груженых

Прием

порожних

Погрузка

Погрузка

Выгрузка

3 – й цикл 2 - й цикл

Прием

груженых

Выгрузка

Выгрузка

Выгрузка

Выгрузка

Прием

порожних

Сдача

груженых

Погрузка

Погрузка

Погрузка

Погрузка

4 – й цикл

5 – й цикл

6 – й цикл

Сдача

порожних

7 – й цикл

• 8 – й цикл

Рисунок 6.2 – Представление процесса продвижения любого вагона (или вагонов)

на дороге или отделении в виде цепочки непрерывающихся циклов

работы

1.Транзитные груженые вагоны – от приема до сдачи в груженом состоя-

нии;

2. Груженые вагоны, поступающие под выгрузку и сдаваемые после нее,-

от приема в груженом состоянии до сдачи в порожнем состоянии;

3. Груженые вагоны, поступающие под выгрузку и используемые затем для погрузки, - от приема в груженом состоянии до погрузки;

4. Вагоны, загруженные после выгрузки на этом же подразделении, вновь выгруженные и погруженные, - от погрузки до следующей погрузки;

5. Принятые порожние вагоны, затем загруженные, выгруженные и вновь загруженные, - от приема в порожнем состоянии до следующей погрузки;

6. Вагоны, загруженные после выгрузки на этом же подразделении, вновь выгруженные и сдаваемые в порожнем состоянии, - от погрузки до сдачи в порожнем состоянии;

7. Принятые порожние вагоны, затем загруженные, выгруженные и сдаваемые в порожнем состоянии, - от приема в порожнем состоянии до сдачи в порожнем состоянии;

8. Вагоны, загруженные после выгрузки на этом же подразделении и сдаваемые после погрузки, - от погрузки до сдачи в груженом состоянии;

9. Вагоны, принятые в порожнем состоянии, погруженные и после этого сдаваемые, - от приема в порожнем состоянии до сдачи в груженом;

10. Транзитные порожние вагоны – от приема до сдачи в порожнем состоянии.

Средневзвешенная величина этих циклов работы вагонов и представляет собой общий оборот вагона для дороги и отделения.

Если такой расчет выполнить отдельно по каждому типу подвижного состава, по арендованным вагонам, по вагонам собственности предприятий, то получим оборот для каждой категории вагонов по дороге, по отделениям, а также по каждому предприятию – собственнику и каждому предприятию – арендатору.

Приведенные схемы позволяют разделить весь процесс продвижения вагона на ряд не превышающихся в расчете циклов. Так, если за некоторый период с вагонами было произведено несколько операций погрузки, выгрузки, приема и сдачи с дороги (или отделения), то указанные варианты циклов работы вагона без потери в последовательности операций опишут данный процесс (рисунок 6.2).

С учетом сказанного общий алгоритм расчета оборота вагона на дороге или отделении определится следующим образом:

, (6.2)

где - число вагонов, участвующих в i – м цикле работы; - продолжительность i–го цикла работы; - количество циклов работы с вагонами за рассматриваемый период.

За рассматриваемый период расчета может быть принят месяц, и соответственно в расчете будут учитываться все вагоны, работавшие на дороге или отделении в течение этого месяца. При этом неполные циклы работы вагонов не берутся в расчет. Например, если груженый вагон принят на дорогу до начала расчета, а после выгрузки направлен под погрузку на этой дороге, то расчет по нему будет вестись от этой погрузки (рисунок 6.3). аналогично все циклы, которые будут завершены после времени окончания расчета, также не учитываются в этом периоде (рисунок 6.4). Они будут учтены при переходе к следующему периоду расчета (рисунок 6.5), поскольку в расчетах участвуют только полные циклы работы вагонов. При этом любые полные циклы, имевшие перерывы, т.е. прерванные циклы, учитываются за минусом времени перерыва в работе вагона. Так, например, из продолжительности цикла работы вагона вычитается время нахождения этого вагона в ремонте (рисунок 6.6) или время нахождения его в резерве. Но если такой прерванный цикл не завершен ко времени окончания расчета, то он в расчет не включается.

Прибытие

груженых

Выгрузка

Выгрузка

Погрузка

Сдача

порожних

Тц – время учитываемого

Не учитывается цикла

t прибытие t начало t выгрузка t погрузка t выгрузка t сдача порожних

груженых расчета

Рисунок 6.3 – Схема варианта при поступлении вагона на дорогу раньше времени начала расчета

Прибытие

порожних

Выгрузка

Погрузка

Выгрузка

Следующие

операции

Погрузка

Тц – время учитываемого

цикла Не учитывается

t

t начало t прием t погрузка t выгрузка t погрузка t выгрузка t окончание t следующие

расчета порожних расчета операции

Рисунок 6.4 – Схема варианта при завершении последнего цикла после

времени окончания расчета

Таким образом, по каждому вагону на основе данных о совершенных по нему операциях, что уже реализовано в системе ДИСПАРК, нужно лишь выстроить полные циклы работы вагона в соответствии с возможными вариантами. Так как в системе ДИСПАРК имеются сведения о всех операциях с вагонами на станциях и в движении, то, в свою очередь, каждый цикл можно разделить на соответствующие элементы и тем самым рассчитать оборот вагона с разложением его на время в поездах, на технических станциях (с переработкой и без переработки), на станциях погрузки – выгрузки и др.

Если по какому – то вагону будет отсутствовать та или иная информация об операции с ним и тем самым не будут определены граничные значения цикла, то такой цикл в расчет не войдет. Это приведет лишь к незначительной погрешности расчетов, так как в течение достаточно большого интервала времени (месяц) и по большому количеству рассматриваемых вагонов количество таких неучтенных циклов будет незначительным.

На основе такого расчета может быть получено значение оборота вагона, реально отражающее работу дороги или отделения за некоторый заданный период: t начала расчета – t окончания расчета. Для того, чтобы в каждые следующие сутки иметь соответствующее заданному периоду реальное значение оборота вагона, необходимо сместить нижнюю и верхнюю границы этого периода на эти сутки (t начала – t окончания) и выполнить расчет для этого нового периода, пример на рисунке 6.5.

Учитываемые циклы работы вагона

для 2 – го периода расчета

Учитываемые циклы работы

вагона для 1 – го периода расчета

Перенос границ расчета

на одни сутки вперед

t

Расчет оборота вагона

на заданном периоде

Рисунок 6.5 – Схема расчета оборота вагона в динамике (с учетом работы

дороги или отделения за каждые последующие сутки).

Прибытие

груженых

Выгрузка

Выгрузка

Погрузка

Учитывается Учитывается

Тц – время учи- Учитывается за минусом времени

тываемого цикла нахождения в ремонте

t начало t прибытие t

расчета груженых t выгрузка t погрузка t выгрузка t в ремонте t из ремонта t погрузка

Рисунок 6.6 – Схема варианта расчета, когда вагон после выгрузки направлен

в ремонт