2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
Программно-технический комплекс.
Организационная структура системы ДИСПАРК включает вычислительные центры — сетевой (ИРЦ), дорожный (ИВЦ) и линейный (АРМ на базе ПЭВМ). Последний базируется также на действующих АСУ сортировочных, грузовых и других станций, АСУ СПВ, АРМ ТВК, операторов ВЧД, ППС, ППВ, ПТО. В гашем слечае линейным уровнем должен стать линейный район.
Внедрение системы пономерного учета вагонных парков ДИСПАРК требует наличия полной и достоверной информации, наличия мощной базы данных, а также современных средств технического и программного обеспечения. Реализация этой задачи фактически меняет всю технологию работы информационных систем. Для обеспечения эффективной работы подобной автоматизированной системы требуется постоянное совершенствование программно-технической среды вычислительных центров железных дорог России.
Сегодня в ИРЦ и ИВЦ дорог созданы современные программно-технические комплексы, работающие в режиме применяемых в мировой практике информационных стандартов. В ИРЦ эксплуатируется более 100 систем и задач. В их числе крупнейшие и важнейшие системы ДИСПАРК, ЕКИОДВ, АИС ЭДВ (автоматизированная информационная система организации перевозки грузов по безбумажной технологии), взаиморасчеты за пользование вагонами в странах СНГ и многие другие.
Мощность мейнфреймов ИРЦ составляет 210 и в ближайшее время достигнет 280 мипс. Общий объем памяти превышает 1 терабайт. Программно-технический комплекс ИРЦ включает в себя не только современную вычислительную технику, но и современную операционную систему OS/390.
Рост числа прикладных задач, решаемых на мейнфреймах, обусловил принятие решения о закупке машин IВМ 9672. ЭВМ этого поколения обладает высокой производительностью и характеризуется простотой наращивания мощностей. Это многопроцессорный сервер нового поколения, обладающий высокими техническими возможностями.
С внедрением ОS/390 будет задействован смонтированный и установленный робот-хранилище большого объема. Реализуется новая стратегия хранения данных, принятая в мировой практике построения систем внешней памяти. Это информационная среда, предназначенная для поддержки принятия управленческих решений, позволяющая проводить эффективный поиск и анализ информации из разнообразных оперативных баз данных. Для реализации информационного хранилища выбран пакет программ, широко использующийся в мировой практике для создания крупных статистико-аналитических систем. Хранилище станет единым источником информации для всей отрасли, и его данными смогут пользоваться руководители и аналитики министерства и всех железных дорог России.
Система ДИСПАРК через свои АРМ входит в комплексную информационно-вычислительную сеть МПС (КИВС), построенную на основе новейших сетевых технологий и представляющую собой комплекс технических средств и интегрированных кабельных коммуникаций локальной вычислительной сети зданий МПС и Главного вычислительного центра.
Предусмотрена возможность подключения 2000 пользователей (в настоящее время подключено 658 пользователей). В рамках КИВС для обслуживания пользователей развивайте web-технологии. В настоящее время на WWW-сервер помещены 722 готовые выходные таблицы системы оперативной отчетности ДИСКОР а также АРМ ДИСПАРК. Для реализации функций системы используется также электронная почта МПС. Она станет основой систем безбумажного документооборота. В настоящее время все дорожные центры и ИРЦ выполняют рабочее проектирование узлов СПД. Завершается монтаж ее оборудования.
Для создания проектной документации информационной среды инфраструктуры железнодорожного транспорта использовались реляционная СУБД DВ/2 и инструментальные средства автоматизированного проектирования. Для эффективного взаимодействия с существующей информационной средой использована новая технология «Электронная карта железных дорог», которая позволяет интегрировать разнородные базы данных, и представляет собой лучшее инструментальное средство обработки и визуального отображения пространственно-временных данных и их анализа. Карта реализована по двухзвенной архитектуре на языке программирования Borland C++ .
Накопленный потенциал программно-технических решений вычислительных центров не только обеспечивает собственно производственный процесс, но является отличной технической базой для переподготовки кадров и повышения квалификации железнодорожников в области новых информационных технологий.
Организационно-технологическое обеспечение.
Несмотря на высокие достижения в области программно-технических решений, сегодня сложилась ситуация, когда организационная структура построения системы ДИСПАРК и создание мощной программно-технической базы не в полной мере способны обеспечить эффективность эксплуатации.
Накопился ряд проблем, препятствующих ее дальнейшему развитию и снижающих возможный эффект от внедрения. В частности, медленно реализуются комплексные технологии управления вагонным парком в условиях пономерного учета, не решается на должном уровне вопрос обеспечения полноты и качества информации об операциях с вагонами, ряд разработок линейного уровня АСУ железных дорог не адаптирован к требованиям системы ДИСПАРК и др. Недостаточно скоординирована работа департаментов и управлений МПС России в решении комплексных вопросов перехода на пономерной учет вагонов. Отсутствует единая сетевая организационная структура, управляющая разработкой и внедрением системы. На разных дорогах этими вопросами занимаются разные отделы, отсутствует диспетчерская служба по контролю за качеством информации.
В связи с этим министром путей сообщения издан ряд специальных указаний «О внедрении и развитии автоматизированной системы пономерного учета, контроля дислокации, анализа работы и регулирования вагонного парка (ДИСПАРК)», утвержден рабочий план-график реализации системы, определены первостепенные задачи и технологии оперативного управления вагонным парком.
Согласно этому необходимо было обеспечить полный переход на пономерной автоматизированный учет вагонных парков средствами системы ДИСПАРК. Организована рабочая группа в составе МПС, обеспечивающая координацию действий по разработке и внедрению системы.
Специалистами МПС, ВНИИЖТ, ВНИИАС и ИРЦ сформулирован подход к решению проблемы достижения 100 %-ной достоверности информации. В МПС и на дорогах созданы технологические и диспетчерские группы, основной задачей которых является управление внедрением в промышленную эксплуатацию задач системы ДИС ПАРК на сети железных дорог. Схема взаимодействия служб, технологических и диспетчерских групп приведена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1– Схема взаимодействия служб и диспетчерских групп
Технологические группы дорог по разработке и внедрению системы ДИСПАРК формируются из специалистов служб перевозок вагонного хозяйства, грузовой и коммерческой работы, статистики экономического анализа, информатизации и связи, вычислительного центра и ДЦФТО, освобожденных от других обязанностей, и возглавляются, как правило, заместителем главного инженера дороги. Работа группы организуется по планам, утвержденным первым заместителем начальника дороги. Специалисты группы работают в тесном взаимодействии с филиалами и линейными подразделениями ИВЦ, службами дорог и ИРЦ МПС.
Задачи технологической группы:
обеспечение полноты и качества поступающей в систему ДИСПАРК информации о работе межотделенческих, междорожных и межгосударственных стыковых пунктов; пономерном наличии вагонов на станциях дороги; погрузке и выгрузке вагонов; передаче вагонов в ремонт и выводе их из ремонта; об отстановке вагонов в резерв и запас МПС и выводе их из резерва и запаса МПС; об анализе и контроле за использованием вагонов администраций стран СНГ и Балтии в целях снижения и ликвидации сверхнормативных простоев; о контроле за разработкой и внедрением программ автоматизации отчетных форм ДО-1 и ДО-2; контроле за передачей данных о номерном обмене вагонов на подъездных путях;
анализ причин отсутствия или некачественного ввода информации и разработка мер по устранению выявленных недостатков;
разработка предложений по совершенствованию технологий сбора и обработки информации для системы ДИСПАРК: существующие АСУ и АРМ; железнодорожные станции и узлы;
подготовка предложений по обеспечению синхронизации вагонных моделей дороги и сети и АБД ПВ, сравнение информации по этим задачам;
анализ практического использования выходных форм системы ДИСПАРК;
контроль и координация работы технологических групп и диспетчерских служб отделений дороги;
внесение предложений по разработке технологии взаимодействия служб и линейных подразделений по внедрению системы ДИСПАРК.
В настоящее время создана технологическая группа в ИРЦ и в перспективе — создание технологической группы в ЦД МПС.
На дорожном уровне диспетчерская группа является структурным подразделением службы Д и ИВЦ и подчиняется непосредственно начальнику службы Д и начальнику ИВЦ соответственно. Работу групп координируют заместитель начальника службы Д по АСУ и заместитель начальника ИВЦ по производственным вопросам.
Основной задачей диспетчерских групп является оперативное управление внедрением в промышленную эксплуатацию задач системы диспарк на железной дороге. Взаимодействие со службами В, М, НЧ, ДЦФТО диспетчерские группы осуществляют через технологическую группу дороги, а также диспетчерские службы ИРЦ МПС и ЦД.
Диспетчерская группа обеспечивает: полноту и качество информации, поступающей в систему ДИСПАРК; оперативный анализ и сравнение на идентичность поступающей информации по задачам для различных систем (ДИСКОР, ДИСПАРК, ВМД, АСОУП); оперативное взаимодействие с диспетчерским и командным аппаратом дороги, отделений, линейных предприятий, сменными специалистами ИВЦ, ИРЦ МПС и ЦД по устранению выявленных расхождений в различных системах; прием и систематизацию замечаний и предложении от пользователей системы ДИСПАРК по задачам и формам отчетности; слежение за работоспособностью системы ДИСПАРК на дороге, состоянием оборудования, связанного с приемом и передачей информации, анализ сбоев работы технических средств; контроль за подключением новых версий программного обеспечения; разработку предложений по совершенствованию аналитических форм и документов для всех уровней управления перевозочным процессом; оказание практической помощи отделению дороги и линейным предприятиям по вводу первичной информации.
Созданная структура технологических и диспетчерских групп уже работает. В круглосуточном режиме отрабатываются вопросы по ликвидации отклонений между производственным процессом и информационными потоками.
Создание системы ДИСПАРК — реальность сегодняшнего дня. С ее внедрением решатся многие важнейшие прикладные задачи по организации эксплуатационной работы, появятся дополнительные погрузочные ресурсы для удовлетворения запросов грузовладельцев.
- 2.1 Общие сведения
- 2.3 Подсистема слежения за выделенными типами подвижного состава
- 2.4 Подсистема слежения за российскими вагонами, находящимися более шести месяцев в странах снг и Балтии
- 2.5 Подсистема управления парком цистерн
- 2.6 Подсистема управления вагонопотоками
- 2.7 Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (втп)
- 2.8 Программно-техническое и организационное обеспечение
- 2.9 Доступ к данным диспарк с использованием Internet
- 6 Использование диспарк в системе оперативного планирования
- 6.1 Оборот вагона
- 6.2 Оборот собственного и арендованного вагона
- 3 Центр управления перевозками
- 3.1 Назначение и цели создания дцуп
- Подсистема 2 – Планирование, контроль и анализ работы дороги
- Подсистема 4 – Работа с вагонами
- Подсистема 5 – Грузовая работа
- 3.3 Аспекты экономической эффективности создания цуп
- 3.4 Cириус
- 14 Система "этран"
- 4 Управление железнодорожным транспортом на основе автоматической идентификации подвижного состава (саипс)
- 4.1 Предпосылки внедрения и история развития
- 4.2 Технические решения саипс
- 4.3 Перспективные функции саипс
- 4.4 Нормативная база по псч, используемая при решении задач управления.
- 4.5 Схемы и принципы организации задач управления с базированием на информации, поставляемой саи
- 5 Автоматизированные системы диспетчерской централизации
- 5.1 Общие положения
- 5.2 Функции арм днц системы дц «Сетунь»
- 5.3 Функции лп
- 5.4 Дц «Неман»
- 5.5 Аспекты экономической эффективности
- 6 «Экспресс-3»
- 11 Экспертные системы
- 11.1 Предпосылки создания экспертных систем
- 11.2 Этапы создания экспертных систем
- 12.1 Общие положения
- 12.2 Назначение и функциональный состав асу сортировочной станцией
- 12.3 Основные технические характеристики асу сортировочной станцией
- 12.4 Описание и работа автоматизированной системы управления сортировочной станцией
- 12.5 Принципы построения системы логического контроля асу сортировочной станцией
- 12.6 Описание и работа автоматизированных рабочих мест асус
- Арм ндсц
- Арм дсп в режиме отправление поезда
- 15 Технология работы линейного района
- 15.1 Общие сведения
- 15.2 Асулр. Принципы функционирования и возможности системы Формирование динамических моделей асулр
- 15.3 Задачи, решаемые асулр
- Подсистема организации поездной работы
- Подсистема грузовой и коммерческой работы
- Подсистема подготовки вагонов под погрузку
- Подсистема учета вагонов нерабочего парка
- Подсистема оперативно-статистического учета
- Общие задачи асулр
- Информационно-управляющие задачи линейного уровня
- АрМы пользователей информации
- Поездообразование
- Ускоренное формирование многогруппных составов
- Оптимизация развоза по грузовым фронтам
- Анализ работы станции
- 15.4 Асцумр принципы реализации и информационное наполнение системы
- Информационное обеспечение процессов оперативного управления
- Информационно-управляющие задачи асцумр
- Сменно-суточный план погрузки
- Сменно-суточный план выгрузки
- Сменно-суточный план выгрузки